Приложение 3 Должностная инструкция педагога - психолога 1. Общие положения 1.1. Должность педагога - психолога относится к категории педагогического персонала. 1.2. Для работы педагогом-психологом принимается лицо: 1.2.1. имеющее высшее образование по профильным направлениям; 1.2.2. не имеющее или не имевшее судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации. 1.3. К работе в должности педагога- психолога допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 1.4. Педагог - психолог должен знать: 1.4.1. методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии; 1.4.2. методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы обучающимися на всех уровнях образования; 1.4.3. теорию и методы организации психологического исследования; 1.4.4. методы статистического анализа данных психологического исследования; 1.4.5. методы верификации результатов исследования; 1.4.6. методологические психодидактики; основы проектирования образовательной среды, основы 1.4.7. методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ; 1.4.8. профессиональную этику; 1.4.9. историю и теорию проектирования образовательных систем; 1.4.10. теории и методы педагогической психологии, историю и теорию организации образовательного процесса; 1.4.11. методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса; 1.4.12. процедуры и методы интерпретации и представления результатов психологопедагогического обследования; 1.4.13. психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды; 1.4.14. современные теории и методы консультирования; 1.4.15. приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития; 1.4.16. этические нормы организации и проведения консультативной работы; 1.4.17. содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; 1.4.18. современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; 1.4.19. современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; 1.4.20. закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; 1.4.21. стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами); 1.4.22. закономерности групповой коррекционно-развивающей работы; динамики, методы, приемы проведения групповой 1.4.23. способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционноразвивающей работы; 1.4.24. теорию, методологию психодиагностику, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования; 1.4.25. методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи; 1.4.26. методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; 1.4.27. методы математической обработки результатов психологической диагностики; 1.4.28. способы обследования; интерпретации и представления результатов психодиагностического 1.4.29. психологию личности и социальную психологию малых групп; 1.1.1. .задачи и принципы психологического просвещения в ОО с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (воспитанников); 1.4.31. формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (воспитанников); 1.4.32. основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающих (воспитанников); 1.4.33. закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей и подростков к условиям образовательных организаций; 1.4.34. признаки и формы дезадаптивных состояний у детей и подростков; 1.4.35. современные теории формирования и поддержания благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, технологию и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды; 1.4.36. приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (воспитанников) в соответствии с возрастными особенностями их развития; 1.4.37. теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива; 1.4.38. основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся (воспитанников), обеспечения их безопасности в образовательном процессе; 1.4.39. превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии); 1.4.40. международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей и подростков; 1.4.41. трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка; 1.4.42. нормативные правовые профессиональной деятельности; акты, касающиеся организации и осуществления 1.4.43. федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; 1.5. Педагог -психолог должен уметь: 1.5.1. использовать качественные и количественные методы психологического обследования; 1.5.2. обрабатывать и интерпретировать результаты обследований; 1.5.3. анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся; 1.5.4. анализировать медицинские карты (карты «История развития ребенка») вновь поступающих детей, чтобы выявить детей группы риска, которые требуют повышенного внимания психолога; 1.5.5. разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации общеобразовательных программ; 1.5.6. проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); 1.5.7. разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников); 1.5.8. владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий; 1.5.9. разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями; 1.5.10. владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися (воспитанников) и обучающихся (воспитанников) между собой; 1.5.11. владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей, воспитателей и администрации образовательной организации; 1.5.12. разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями, воспитателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 1.5.13. участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом; 1.5.14. разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления; 1.5.15. владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий; 1.5.16. владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье; 1.5.17. разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 1.5.18. владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности; 1.5.19. проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; 1.5.20. контролировать ход психического развития обучающихся (воспитанников) на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций; 1.5.21. разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы; 1.5.22. применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся; 1.5.23. проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; 1.5.24. оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями; 1.5.25. подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования; 1.5.26. планировать и проводить диагностическое обследование стандартизированного инструментария, включая обработку результатов; с использованием 1.5.27. проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям; 1.5.28. выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи; 1.5.29. осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе; 1.5.30. диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции; 1.5.31. проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся; 1.5.32. осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей; дииагностику психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы; диагностику эмоционального состояния детей и психологического благополучия в группе; 1.5.33. владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся; 1.5.34. осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся; 1.5.35. разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся и воспитанников; 1.5.36. применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры; 1.5.37. владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций; 1.5.38. планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации; 1.5.39. разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе; 1.5.40. разрабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательной организации по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды; 1.5.41. проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде; 2. Трудовые функции 2.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. 2.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. 2.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций. 2.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. 2.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации. 2.1.5. Психологическая диагностика детей и обучающихся. 2.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. 2.1.7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях). 3. Должностные обязанности 3.1. Педагог - психолог исполняет следующие обязанности: 3.1.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.1. настоящей должностной инструкции: 3.1.1.1. формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей; 3.1.1.2. разрабатывает программы развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ; 3.1.1.3. разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников; 3.1.1.4. разрабатывает совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей; 3.1.1.5. разрабатывает и реализует мониторинг личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами; 3.1.1.6. оформляет и ведет документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.1.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.2. настоящей должностной инструкции: 3.1.2.1. проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности; 3.1.2.2. выполняет психологическую экспертизу программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды; 3.1.2.3. консультирует педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся; 3.1.2.4. оказывает психологическую поддержку педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса; 3.1.2.5. ведет профессиональную документации психологические заключения и отчеты). (планы работы, протоколы, журналы, 3.1.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.3. настоящей должностной инструкции: 3.1.3.1. консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам; 3.1.3.2. консультирует администрацию, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам; 3.1.3.3. консультирует педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 3.1.3.4. консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам; 3.1.3.5. консультирует администрацию образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся; 3.1.3.6. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.1.4.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.4. настоящей должностной инструкции: 3.1.4.9. разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении; 3.1.4.10. организует и осуществляет совместно с педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации; 3.1.4.11. формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся; 3.1.4.12. проектирует в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся; 3.1.4.13. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.1.5.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.5. настоящей должностной инструкции: 3.1.5.9. осуществляет психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы; 3.1.5.10. проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи; 3.1.5.11. составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся; 3.1.5.12. определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов; 3.1.5.13. изучает интересы, склонности, способности детей и обучающихся, предпосылки одаренности; 3.1.5.14. осуществляет с целью помощи в профориентации комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня; 3.1.5.15. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.1.6.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.6. настоящей должностной инструкции: 3.1.6.9. знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста; 3.1.6.10. информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности; 3.1.6.11. знакомит педагогов, преподавателей, администрацию образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов); 3.1.6.12. знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации; 3.1.6.13. ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка; 3.1.6.14. информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи; 3.1.6.15. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.1.7.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.7. настоящей должностной инструкции: 3.1.7.9. выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся; 3.1.7.10. разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер; 3.1.7.11. планирует и реализует совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения; 3.1.7.12. разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения; применения 3.1.7.13. разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию); 3.1.7.14. разрабатывает рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении; 3.1.7.15. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.1.7.16. рамках выполнения своих трудовых функций психолог исполняет поручения своего непосредственного руководителя. 4. Права Педагог - психолог имеет право: 4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательной организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению. 4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям. 4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения. 4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций. 4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений. 4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций. 4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей. 5. Ответственность 5.1. Педагог-психолог, в соответствии с законодательством РФ, может быть подвергнут следующим видам ответственности: • • • • • дисциплинарной; материальной; административной; гражданско-правовой; уголовной. С настоящей инструкцией ознакомлен: Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте. (подпись) _____ 20 (дата) (Ф. И. О.)