Приложение 3 Долж. инструкция педагога-психолога

Приложение 3
Должностная инструкция педагога - психолога

1. Общие положения
1.1. Должность педагога - психолога относится к категории педагогического персонала.
1.2. Для работы педагогом-психологом принимается лицо:
1.2.1. имеющее высшее образование по профильным направлениям;
1.2.2. не имеющее или не имевшее судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации.
1.3. К работе в должности педагога- психолога допускается лицо, прошедшее обязательный
предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры
(обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
1.4. Педагог - психолог должен знать:
1.4.1. методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической
психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;
1.4.2. методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и
метапредметных результатов освоения образовательной программы обучающимися на всех
уровнях образования;
1.4.3. теорию и методы организации психологического исследования;
1.4.4. методы статистического анализа данных психологического исследования;
1.4.5. методы верификации результатов исследования;
1.4.6. методологические
психодидактики;

основы

проектирования

образовательной

среды,

основы

1.4.7. методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных
программ;
1.4.8. профессиональную этику;
1.4.9. историю и теорию проектирования образовательных систем;
1.4.10. теории и методы педагогической психологии, историю и теорию организации
образовательного процесса;
1.4.11. методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки
качества результатов и содержания образовательного процесса;
1.4.12. процедуры и методы интерпретации и представления результатов психологопедагогического обследования;

1.4.13. психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе
комфортности и психологической безопасности образовательной среды;
1.4.14. современные теории и методы консультирования;
1.4.15. приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в
соответствии с возрастными нормами их развития;
1.4.16. этические нормы организации и проведения консультативной работы;
1.4.17. содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для
информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
1.4.18. современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;
1.4.19. современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической
помощи;
1.4.20. закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми
образовательными потребностями;
1.4.21. стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие
задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами,
учителями-логопедами);
1.4.22. закономерности групповой
коррекционно-развивающей работы;

динамики,

методы,

приемы

проведения

групповой

1.4.23. способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционноразвивающей работы;
1.4.24. теорию, методологию психодиагностику, классификацию психодиагностических
методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;
1.4.25. методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;
1.4.26. методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и
диагностики;
1.4.27. методы математической обработки результатов психологической диагностики;
1.4.28. способы
обследования;

интерпретации

и

представления

результатов

психодиагностического

1.4.29. психологию личности и социальную психологию малых групп;
1.1.1. .задачи и принципы психологического просвещения в ОО с учетом образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (воспитанников);
1.4.31. формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (воспитанников);
1.4.32. основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного
процесса, работающих с различными категориями обучающих (воспитанников);

1.4.33. закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального
развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного
поведения детей и подростков к условиям образовательных организаций;
1.4.34. признаки и формы дезадаптивных состояний у детей и подростков;
1.4.35. современные теории формирования и поддержания благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, технологию и способы проектирования безопасной и
комфортной образовательной среды;
1.4.36. приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся
(воспитанников) в соответствии с возрастными особенностями их развития;
1.4.37. теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов,
причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки
педагогического коллектива;
1.4.38. основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся (воспитанников), обеспечения их
безопасности в образовательном процессе;
1.4.39. превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных
семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в
трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии);
1.4.40. международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей и
подростков;
1.4.41. трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской
Федерации в сфере образования и прав ребенка;
1.4.42. нормативные правовые
профессиональной деятельности;

акты,

касающиеся

организации

и

осуществления

1.4.43. федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
1.5.

Педагог -психолог должен уметь:

1.5.1. использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
1.5.2. обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
1.5.3. анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий,
методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся;
1.5.4. анализировать медицинские карты (карты «История развития ребенка») вновь
поступающих детей, чтобы выявить детей группы риска, которые требуют повышенного
внимания психолога;
1.5.5. разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной
среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного
процесса по отношению ко всем уровням реализации общеобразовательных программ;
1.5.6. проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной
общеобразовательной программы с использованием современных средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ);

1.5.7. разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы,
направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
(воспитанников);
1.5.8. владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм
занятий;
1.5.9. разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные
педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) в
соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;
1.5.10. владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных
учебных взаимодействий с обучающимися (воспитанников) и обучающихся (воспитанников)
между собой;
1.5.11. владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей
(законных представителей), педагогов, преподавателей, воспитателей и администрации
образовательной организации;
1.5.12. разрабатывать
совместно
с
педагогами,
преподавателями,
воспитателями
индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося;
1.5.13. участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с
педагогическим коллективом;
1.5.14. разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения
инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки
объединений обучающихся и ученического самоуправления;
1.5.15. владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том
числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий;
1.5.16. владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации
эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в
семье;
1.5.17. разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный
образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося;
1.5.18. владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной
деятельности;
1.5.19. проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам
обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
1.5.20. контролировать ход психического развития обучающихся (воспитанников) на различных
уровнях образования различных типов образовательных организаций;
1.5.21. разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;

1.5.22. применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся
психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся;
1.5.23. проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками;
1.5.24. оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с
выделенными критериями;
1.5.25. подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям
исследования;
1.5.26. планировать и проводить диагностическое обследование
стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;

с

использованием

1.5.27. проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации
детей и обучающихся к новым образовательным условиям;
1.5.28. выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения
направлений оказания психологической помощи;
1.5.29. осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня
группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику
социально-психологического климата в коллективе;
1.5.30. диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности,
препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и
совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции;
1.5.31. проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов
обучающихся;
1.5.32. осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей;
дииагностику психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
диагностику эмоционального состояния детей и психологического благополучия в группе;
1.5.33. владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической
деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся;
1.5.34. осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации
образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического
развития детей и обучающихся;
1.5.35. разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности
субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся и
воспитанников;
1.5.36. применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов
образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры;
1.5.37. владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций;
1.5.38. планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в
психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших
в трудные жизненные ситуации;

1.5.39. разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной
организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального
психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе;
1.5.40. разрабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям),
воспитателям и другим работникам образовательной организации по оказанию помощи
обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды;
1.5.41. проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в
разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и
поликультурной среде;
2. Трудовые функции
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной
организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
2.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и
дополнительных образовательных программ.
2.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной
среды образовательных организаций.
2.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по
восстановлению и реабилитации.
2.1.5. Психологическая диагностика детей и обучающихся.
2.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
2.1.7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и
укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в
образовательных организациях).
3. Должностные обязанности
3.1. Педагог - психолог исполняет следующие обязанности:
3.1.1.1.
В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.1. настоящей должностной
инструкции:
3.1.1.1. формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их
индивидуально-психологических особенностей;
3.1.1.2. разрабатывает программы развития универсальных учебных действий, программ
воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ;
3.1.1.3. разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации
индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников;
3.1.1.4. разрабатывает совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с
учетом их психологических особенностей;

3.1.1.5. разрабатывает и реализует мониторинг личностной и метапредметной составляющей
результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными
государственными образовательными стандартами;
3.1.1.6. оформляет и ведет документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические
заключения и отчеты).
3.1.1.2.
В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.2. настоящей должностной
инструкции:
3.1.2.1. проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов
и средств образовательной деятельности;
3.1.2.2. выполняет психологическую экспертизу программ развития образовательной
организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
3.1.2.3. консультирует педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе
образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и
образовательных потребностей обучающихся;
3.1.2.4. оказывает психологическую поддержку педагогам и преподавателям в проектной
деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
3.1.2.5. ведет профессиональную документации
психологические заключения и отчеты).

(планы

работы, протоколы,

журналы,

3.1.1.3.
В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.3. настоящей должностной
инструкции:
3.1.3.1. консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального
самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим
вопросам;
3.1.3.2. консультирует администрацию, педагогов, преподавателей и других работников
образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим
профессиональным вопросам;
3.1.3.3. консультирует педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации
индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
3.1.3.4. консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с
обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;
3.1.3.5. консультирует
администрацию
образовательной
организации,
педагогов,
преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам
обучения, воспитания и развития обучающихся;
3.1.3.6. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.4.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.4. настоящей должностной
инструкции:
3.1.4.9. разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих занятий для

детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой
сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения,
преодоление проблем в общении и поведении;
3.1.4.10. организует и осуществляет совместно с педагогами, учителями-дефектологами,
учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию
выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений
социализации и адаптации;
3.1.4.11. формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с
особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся;
3.1.4.12. проектирует в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты для обучающихся;
3.1.4.13. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.5.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.5. настоящей должностной
инструкции:
3.1.5.9. осуществляет психологическую диагностику с использованием современных
образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;
3.1.5.10. проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики
психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;
3.1.5.11. составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического
обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных
организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального
развития обучающихся;
3.1.5.12. определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии
детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и
консилиумов;
3.1.5.13. изучает интересы, склонности, способности детей и обучающихся, предпосылки
одаренности;
3.1.5.14. осуществляет с целью помощи в профориентации комплекс диагностических
мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации,
личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего
уровня;
3.1.5.15. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.6.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.6. настоящей должностной
инструкции:
3.1.6.9. знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с
современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного,
подросткового, юношеского возраста;

3.1.6.10. информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей
профессиональной деятельности;
3.1.6.11. знакомит педагогов, преподавателей, администрацию образовательных организаций и
родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в
рамках консультирования, педагогических советов);
3.1.6.12. знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с
современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;
3.1.6.13. ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по
принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе
одаренности ребенка;
3.1.6.14. информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и
обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;
3.1.6.15. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.7.8. рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2.1.7. настоящей должностной
инструкции:
3.1.7.9. выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся;
3.1.7.10. разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной
среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном
этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее
аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
3.1.7.11. планирует и реализует совместно с педагогом превентивных мероприятий по
профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;
3.1.7.12. разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость
сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;

применения

3.1.7.13. разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам
психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в
дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень
образования, в новую образовательную организацию);
3.1.7.14. разрабатывает рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам социальной
интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с
девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;
3.1.7.15. ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.1.7.16. рамках выполнения своих трудовых функций психолог исполняет поручения своего
непосредственного руководителя.
4. Права
Педагог - психолог имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательной организации, в
совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным
поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других
работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения
поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с
документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии
оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения
установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать
указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по
организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог, в соответствии с законодательством РФ, может быть подвергнут
следующим видам ответственности:
•
•
•
•
•

дисциплинарной;
материальной;
административной;
гражданско-правовой;
уголовной.

С настоящей инструкцией ознакомлен:
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

(подпись)

_____ 20

(дата)

(Ф. И. О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)23-28-95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».