Приложение2 Должностная инструкция учителя средних и старших классов 1.Общие положения 1.1. Должность учителя средних и старших классов (далее - учитель) относится к категории педагогических работников. 1.2. На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 1.3. На должность учителя не может быть назначено лицо: - лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; - признанное недееспособным в установленном законом порядке; - имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем. 1.4. Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее - ОО). 1.5. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования учитель должен знать: 1.5.1.основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета); 1.5.2. программы и учебники по преподаваемому предмету; 1.5.3. теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета и подсобного помещения к нему, средствам обучения и их дидактические возможности; 1.5.4. современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 1.5.5. методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения; 1.5.6. основы экологии, экономики, социологии; 1.5.7. правила внутреннего распорядка; 1.5.8. правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды. 1.6. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования учитель должен уметь: 1.6.1. применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; 1.6.2. проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; 1.6.3. планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; 1.6.4. разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; 1.1.1. организовать исследовательскую; самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе 1.1.6. разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности; 1.1.7. осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; 1.1.8. использовать современные способы оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч. электронного журнала и дневников обучающихся); 1.1.9. использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; 1.1.10. владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 1.1.11. владеть методами убеждения, аргументации своей позиции; 1.1.12. устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками; 1.1.13. владеть технологиями профилактики и разрешения. диагностики причин конфликтных ситуаций, 1.7. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен знать: их 1.7.1. преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; 1.7.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; 1.7.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; 1.7.4. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; 1.7.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; 1.7.6. основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; 1.7.7. рабочую программу и методику обучения по предмету; 1.7.8. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства; 1.7.9. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; 1.7.10. Конвенцию о правах ребенка; 1.7.11. трудовое законодательство. 1.8. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен уметь: 1.8.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.; 1.8.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; 1.8.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; 1.8.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1.8.5. владеть ИКТ-компетентностями: • • • общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности); 1.8.6. организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. 1.9. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен знать: 1.9.1. основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; 1.9.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества; 1.9.3. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; 1.9.4. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики; 1.9.5. научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки; 1.9.6. основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; 1.9.7. нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций). 1.10. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен уметь: 1.10.1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; 1.10.2. общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; 1.10.3. создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско- взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 1.10.4. управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; 1.10.5. анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; 1.10.6. защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях; 1.10.7. находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; 1.10.8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.; 1.10.9. сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач. 1.11. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен знать: 1.11.1. педагогические закономерности организации образовательного процесса; 1.11.2. законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; 1.11.3. теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся; 1.11.4. закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; 1.11.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; 1.11.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; 1.11.7. социально-психологические особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ. 1.12. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен уметь: 1.12.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; 1.12.2. использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий; 1.12.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; 1.12.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.); 1.12.5. составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; 1.12.6. разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; 1.12.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики характеристик и возрастных особенностей обучающихся; личностных 1.12.8. оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; 1.12.9. формировать детско-взрослые сообщества. 1.13. Для предметного обучения математике учитель должен знать: 1.1.1. основы математической современной математики; теории и перспективные направления развития 1.1.2. иметь представление о широком спектре приложений математики и знаниях доступных обучающимся математических элементов этих приложений; 1.1.3. теорию и методику преподавания математики; 1.1.4. специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении. 1.14. Для предметного обучения математике учитель должен уметь: 1.14.1. совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся; 1.14.2. анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; 1.14.3. оказывать помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; 1.14.4. оказывать помощь обучающимся в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения; 1.14.5. формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; 1.14.6. поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи; 1.14.7. решать задачи элементарной математики соответствующего уровня образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады); 1.14.8. совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации; 1.14.9. совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом; 1.14.10. совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера); 1.14.11. организовывать исследования-эксперименты, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общих случаях; 1.14.12. проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и т. д.; 1.14.13. поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала; 1.14.14. владеть основными математическими компьютерными инструментами: 1.14.14.1. визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; 1.14.14.2. вычислений - численных и символьных; 1.14.14.3. обработки данных (статистики); 1.14.14.4. экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика); 1.14.14.5. квалифицированно набирать математический текст; 1.14.14.6. использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся; 1.14.14.7. обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в т. ч. дистанционных); 1.14.14.8. осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов; 1.14.14.9. обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения); 1.14.14.10. работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры. 1.15. Для предметного обучения русскому языку учитель должен знать: 1.15.14. основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики; 1.15.15. .иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и знаний доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений; • теорию и методику преподавания русского языка; • контекстную языковую норму; • стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой среды. 1.16. Для предметного обучения русскому языку учитель должен уметь: 1.16.14. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как неродному; 1.16.15. использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья; 1.16.16. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы; 1.16.17. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона; 1.16.18. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся; 1.16.19. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики; 1.16.20. поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека. 2.Должностные обязанности 2.1. Учитель обязан: 2.1.1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и настоящей должностной инструкцией. 2.1.2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. 2.1.3. соблюдать трудовую дисциплину. 2.1.4. выполнять установленные нормы труда. 2.1.5. бережно относиться к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. 2.1.6. незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). 2.1.7. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. 2.1.8. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. 2.1.9. уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников образовательных отношений. 2.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. 2.1.11. применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания. 2.1.12. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. 2.1.13. систематически повышать свой профессиональный уровень. 2.1.14. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. 2.2. При ведении педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования учитель обязан: 2.2.1. формировать общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира; 1.1.1 определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития; 1.1.2 определять совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития обучающихся; 1.1.4 планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и (или) отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование; 1.1.5 применять специальные языковые программы (в т. ч. русского как иностранного), программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения; 1.1.6 совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации, инструменты перевода, произношения; 1.1.7 организовывать олимпиады, лингвистические игры в школе и т. д. конференции, турниры, математические и 2.3. При реализации общепедагогической функции «обучение» учитель обязан: 2.3.1 разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; 2.3.2 осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; 2.3.3 участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; 2.3.4 планировать и проводить учебные занятия; 2.3.5 систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению; 2.3.6 организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; 2.3.7 формировать универсальные учебные действия; 2.3.8 формировать технологиями; навыки, связанные с информационно-коммуникационными 2.3.9 формировать мотивации к обучению; 2.3.10 давать объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 2.4. При реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель обязан: 2.4.1 регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; 2.4.2 реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятиях, так и во внеурочной деятельности; 1.1.1.1 осуществлять постановку воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся независимо от их способностей и характера; 1.1.1.2 определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации; 1.1.5. проектировать и реализовывать воспитательные программы; 1.1.6. реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.); 1.1.7. проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); 1.1.8. оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления; 1.1.9. создавать, поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации; 1.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 1.1.11. формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде; 1.1.12. использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. 2.5. При реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель обязан: 2.5.1. выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; 2.5.2. оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе; 2.5.3. применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; 2.5.4. осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в т. ч. инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; 2.5.5. оказывать адресную помощь обучающимся; 2.5.6. взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума; 2.5.7. участвовать совместно с другими специалистами в разработке и реализовывать индивидуальный учебный план; 2.5.8. осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу; 2.5.9. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 2.5.10. формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения; 2.5.11. формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся. 2.6. При предметном обучении математике учитель обязан: 2.6.1. формировать способности к логическому рассуждению и коммуникации, давать установку на использование этой способности, на ее ценность; 2.6.2. формировать способность к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовность к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств; 2.6.3. формировать конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики; 2.6.4. формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ); 2.6.5. формировать у обучающихся умение проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример; 2.6.6. формировать у обучающихся умение выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий; 2.6.7. формировать у обучающихся умение пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например, вычисления); 2.6.8. формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики; 2.6.9. формировать у обучающихся умение применять средства информационно- коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно; 2.6.10. формировать способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам; 2.6.11. сотрудничать с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и т. д.; 2.6.12. развивать инициативы обучающихся по использованию математики; 2.6.13. профессионально использовать элементы информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации; 2.6.14. использовать в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, оказывать помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; 2.6.15. содействовать в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях; 2.6.16. формировать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности обучающихся к занятиям математикой, предоставлять им подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них обучающихся; 2.6.17. предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; 2.6.18. консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики; 2.6.19. содействовать формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания; 2.6.20. выявлять совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные данные; 2.6.21. формировать позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения; 2.6.22. формировать представления обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности; 2.6.23. вести диалог с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждения правильности решения. 2.7. При предметном обучении русскому языку учитель обязан: 2.7.1. обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации; 2.7.2. осуществлять совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формировать у обучающихся «чувство меняющегося языка»; 2.7.3. использовать совместно с обучающимися источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»); 2.7.4. формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; 2.7.5. организовывать публичные выступления обучающихся, поощрять их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет- конференции; 2.7.6. формировать установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате; 2.7.7. стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства; 2.7.8. обсуждать с обучающимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.; 2.7.9. поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся; 2.7.10. поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов; 2.7.11. моделировать виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.); 2.7.12. формировать у обучающихся умение применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; 2.7.13. формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав. 2.8. Учитель, в случае поручения ему работы по классному руководству, обязан: 1.1.1. осуществлять деятельность по классному руководству на основе устава ОО, иных локальных нормативных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОО, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений; 1.1.2. создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе; 1.1.3. способствовать формированию и развитию коллектива класса; 1.1.4. создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 1.1.5. способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся; 1.1.6. организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 1.1.7. защищать права и интересы обучающихся; 1.1.8. организовывать системную работу с обучающимися в классе; 1.1.9. гуманизировать отношения между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; 1.1.10. формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры; 1.1.11. организовывать социально значимую творческую деятельность обучающихся; 1.1.12. обеспечивать связи ОО с семьей; 1.1.13. устанавливать контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); 1.1.14. проводить консультации, представителями) обучающихся; беседы с 1.1.15. взаимодействовать с педагогическими вспомогательным персоналом ОО; родителями работниками, (иными а также законными с учебно- 1.1.16. организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива ОО; 1.1.17. организовывать воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; 1.1.18. стимулировать и учитывать разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; 1.1.19. взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; 1.1.20. вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя); 1.1.21. регулировать межличностные отношения между обучающимися; 1.1.22. устанавливать обучающимися; взаимодействие между педагогическими работниками и 1.1.23. содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; 1.1.24. оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств; 1.1.25. изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; 1.1.26. определять состояние и перспективы развития коллектива класса; 1.1.27. контролировать успеваемость каждого обучающегося; 1.1.28. контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися; 1.1.29. использовать при осуществлении классного руководства различные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные); 1.1.30. учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; 1.1.31. обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе. 2.9.8. случае поручения обязанностей по заведованию кабинетом учитель обязан: 2.9.9. осуществлять деятельность по заведованию кабинетом с учетом действующего законодательства и внутренней документации ОО, регулирующей такую деятельность; 2.9.10. принимать меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в помещении закрепленного кабинета; 2.9.11. устранять самостоятельно возникающие нарушения санитарноэпидемиологических и других требований, а при невозможности устранения своевременно докладывать о выявлении нарушения руководителю ОО; 2.9.12. способствовать развитию материально-технической базы кабинета (при ее наличии), в том числе посредством инициирования предложений об ее улучшении; 2.9.13. обеспечивать надлежащий контроль за использованием имущества, находящегося в закрепленном кабинете; 2.9.14. вести необходимую документацию, связанную с выполнением возложенных обязанностей. 2.10.8. случае поручения обязанностей по проверке письменных работ учитель: 2.10.9. осуществляет проверку письменных работ в установленном порядке; 2.10.10. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в рамках реализации рабочей программы; 2.10.11. маркирует в проверяемых работах выявленные ошибки и недочеты; 2.10.12. случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, ведет учет образовательных результатов; 2.10.13. случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, документирует полученные результаты. 3.Права 3.1. Учитель имеет право на: 3.1.1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами; 3.1.2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; 3.1.3. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; 3.1.4. отдых, обеспечиваемый установлением сокращенного предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих оплачиваемых ежегодных отпусков; рабочего времени, праздничных дней, 3.1.5. подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; 3.1.6. объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ; 3.1.7. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; 3.1.8. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; 3.1.9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; 3.1.10. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; 3.1.11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; 3.1.12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. 3.2. Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у работодателя в том числе на: 3.2.1. полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных; 3.2.2. свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 3.2.3. определение своих представителей для защиты своих персональных данных; 3.2.4. доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью медицинского работника по его выбору; 3.2.5. требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ или иного федерального закона; 3.2.6. подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления персональных данных; 3.2.7. дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера; 3.2.8. требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях; 3.2.9. обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных. 3.3. Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. 3.4. Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 3.5. Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе право на: 3.5.1. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; 3.5.2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; 3.5.3. получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; 3.5.4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 3.5.5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 3.5.6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 3.5.7. дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 3.5.8.запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; 3.5.9. обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 3.5.10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; 3.5.11. внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра; 3.5.12. гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 3.6. Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. 3.7. Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его заявления в десятидневный срок со дня его подачи. 3.8. Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством. 3.9. Учитель имеет право на: 3.9.1. свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; 3.9.2. свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3.9.3. творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; 3.9.4. выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 3.9.5. участие в разработке образовательных программ и их компонентов; 3.9.6. осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; 3.9.7. бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности; 3.9.8. бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ОО, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами ОО; 3.9.9. участие в управлении ОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом ОО; 3.9.10. участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через органы управления и общественные организации; 3.9.11. обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3.9.12. защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. 3.10. Учитель имеет право на: 3.10.1. сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном законодательством РФ; 3.10.2. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ; 3.10.3. длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством РФ; 3.10.4. досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ; 3.10.5. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами регионального уровня. 4.Ответственность 4.1. Учитель, в соответствии с законодательством РФ, может быть подвергнут следующим видам ответственности: 4.2. дисциплинарной; 4.3. материальной; 4.4. административной; 4.5. гражданско-правовой; 4.6. уголовной. С настоящей инструкцией ознакомлен: Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте. (подпись) (дата) (Ф. И. О.)