Приложение2 Должностная инструкция учителя средних и старших классов

Приложение2
Должностная инструкция учителя средних и старших классов

1.Общие положения
1.1. Должность учителя средних и старших классов (далее - учитель) относится к
категории педагогических работников.
1.2. На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или
среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования «Образование и педагогические науки» или в области соответствующей
преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации.
1.3. На должность учителя не может быть назначено лицо:
- лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации;
- признанное недееспособным в установленном законом порядке;
- имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем.
1.4. Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной
организации (далее - ОО).
1.5. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и
среднего общего образования учитель должен знать:
1.5.1.основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач
(педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика
преподавания предмета);
1.5.2. программы и учебники по преподаваемому предмету;
1.5.3. теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета и
подсобного помещения к нему, средствам обучения и их дидактические возможности;
1.5.4. современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
1.5.5. методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего
обучения;

1.5.6. основы экологии, экономики, социологии;
1.5.7. правила внутреннего распорядка;
1.5.8. правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
1.6. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и
среднего общего образования учитель должен уметь:
1.6.1. применять современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы;
1.6.2. проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий и методик обучения;
1.6.3. планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной
общеобразовательной программой;
1.6.4. разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных
основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
1.1.1. организовать
исследовательскую;

самостоятельную

деятельность

обучающихся,

в

том

числе

1.1.6. разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения
по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные
события современности;
1.1.7. осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
1.1.8. использовать современные способы оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч.
электронного журнала и дневников обучающихся);
1.1.9. использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том
числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования;
1.1.10. владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
1.1.11. владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
1.1.12. устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями
(законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;
1.1.13. владеть технологиями
профилактики и разрешения.

диагностики

причин

конфликтных

ситуаций,

1.7. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен знать:

их

1.7.1. преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных
образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и
места в мировой культуре и науке;
1.7.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
1.7.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
1.7.4. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения
в социальных сетях;
1.7.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения;
1.7.6. основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
1.7.7. рабочую программу и методику обучения по предмету;
1.7.8. приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового
законодательства;
1.7.9. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
1.7.10. Конвенцию о правах ребенка;
1.7.11. трудовое законодательство.
1.8. Для реализации общепедагогической функции «обучение» учитель должен уметь:
1.8.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных
занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.;
1.8.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
1.8.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде;
1.8.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения
в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для
которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;

1.8.5. владеть ИКТ-компетентностями:
•
•
•

общепользовательской ИКТ-компетентностью;
общепедагогической ИКТ-компетентностью;
предметно-педагогической
ИКТ-компетентностью
(отражающей
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой
деятельности);

1.8.6. организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом
возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного
своеобразия региона.
1.9. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен
знать:
1.9.1. основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
1.9.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и
общества;
1.9.3. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения
в социальных сетях;
1.9.4. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и
их возможные девиации, приемы их диагностики;
1.9.5. научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах
оценки;
1.9.6. основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
1.9.7. нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций).
1.10. Для реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель должен
уметь:
1.10.1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей;
1.10.2. общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
1.10.3. создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные
детско- взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников;

1.10.4. управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
1.10.5. анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском
коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
1.10.6. защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях;
1.10.7. находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися;
1.10.8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.;
1.10.9. сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами
в решении воспитательных задач.
1.11. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен
знать:
1.11.1. педагогические закономерности организации образовательного процесса;
1.11.2. законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические
законы периодизации и кризисов развития;
1.11.3. теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся;
1.11.4. закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологические особенности и закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
1.11.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью;
1.11.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
1.11.7. социально-психологические особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ.
1.12. Для реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель должен
уметь:
1.12.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья;
1.12.2. использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
1.12.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
1.12.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.

д.);
1.12.5. составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
1.12.6. разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и
индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей
обучающихся;
1.12.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики
характеристик и возрастных особенностей обучающихся;

личностных

1.12.8. оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных характеристик;
1.12.9. формировать детско-взрослые сообщества.
1.13. Для предметного обучения математике учитель должен знать:
1.1.1. основы математической
современной математики;

теории

и

перспективные

направления

развития

1.1.2. иметь представление о широком спектре приложений математики и знаниях
доступных обучающимся математических элементов этих приложений;
1.1.3. теорию и методику преподавания математики;
1.1.4. специальные подходы и источники информации для обучения математике детей,
для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и
ближайшем окружении.
1.14. Для предметного обучения математике учитель должен уметь:
1.14.1. совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение
задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся;
1.14.2. анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом:
подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее
возникновения;
1.14.3. оказывать помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее
исправлении;
1.14.4. оказывать помощь обучающимся в улучшении (обобщении, сокращении, более
ясном изложении) рассуждения;
1.14.5. формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и
математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной
имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла;
1.14.6. поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи;

1.14.7. решать задачи элементарной математики соответствующего уровня образования, в
том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад
(включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады);
1.14.8. совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации;
1.14.9. совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в
которых можно применить математический аппарат и математические инструменты
(например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций,
описанных текстом;
1.14.10. совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления
математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске,
с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на
компьютере (с помощью 3D-принтера);
1.14.11. организовывать исследования-эксперименты, обнаружение закономерностей,
доказательство в частных и общих случаях;
1.14.12. проводить различия между точным и (или) приближенным математическим
доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением,
вычислением и т. д.;
1.14.13. поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и
технической тренировкой исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала;
1.14.14. владеть основными математическими компьютерными инструментами:
1.14.14.1. визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических
объектов;
1.14.14.2. вычислений - численных и символьных;
1.14.14.3. обработки данных (статистики);
1.14.14.4. экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика);
1.14.14.5. квалифицированно набирать математический текст;
1.14.14.6. использовать информационные источники, следить за последними открытиями
в области математики и знакомить с ними обучающихся;
1.14.14.7. обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из
всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в т. ч. дистанционных);
1.14.14.8. осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при
необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности
тьюторов;
1.14.14.9. обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в

образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной
терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения);
1.14.14.10. работать с родителями (законными представителями), местным сообществом
по проблематике математической культуры.
1.15. Для предметного обучения русскому языку учитель должен знать:
1.15.14.
основы лингвистической теории и перспективных направлений развития
современной лингвистики;
1.15.15.
.иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и знаний
доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений;
•

теорию и методику преподавания русского языка;

•

контекстную языковую норму;

•

стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой
среды.

1.16. Для предметного обучения русскому языку учитель должен уметь:
1.16.14. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как
неродному;
1.16.15. использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья;
1.16.16. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по
формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой
нормы;
1.16.17. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона;
1.16.18. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся;
1.16.19. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной
жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики;
1.16.20. поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности
обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
2.Должностные обязанности
2.1. Учитель обязан:
2.1.1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него
трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
2.1.2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2.1.3. соблюдать трудовую дисциплину.

2.1.4. выполнять установленные нормы труда.
2.1.5. бережно относиться к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц,
находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность
этого имущества) и других работников.
2.1.6. незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если
работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.1.7. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,
обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса,
дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.1.8. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики.
2.1.9. уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников
образовательных отношений.
2.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к
труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни.
2.1.11. применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания.
2.1.12. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости
с
медицинскими организациями.
2.1.13. систематически повышать свой профессиональный уровень.
2.1.14. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленном законодательством об образовании.
2.2. При ведении педагогической деятельности по реализации программ основного и
среднего общего образования учитель обязан:
2.2.1. формировать общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей
картине мира;
1.1.1 определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в
том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития;
1.1.2 определять совместно с обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывать и
реализовывать (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут и

индивидуальную программу развития обучающихся;
1.1.4 планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и
(или) отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или)
особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и
модифицировать планирование;
1.1.5 применять специальные языковые программы (в т. ч. русского как иностранного),
программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
1.1.6 совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации,
инструменты перевода, произношения;
1.1.7 организовывать олимпиады,
лингвистические игры в школе и т. д.

конференции,

турниры,

математические

и

2.3. При реализации общепедагогической функции «обучение» учитель обязан:
2.3.1 разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы;
2.3.2 осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов;
2.3.3 участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
2.3.4 планировать и проводить учебные занятия;
2.3.5 систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к
обучению;
2.3.6 организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
2.3.7 формировать универсальные учебные действия;
2.3.8 формировать
технологиями;

навыки,

связанные

с

информационно-коммуникационными

2.3.9 формировать мотивации к обучению;
2.3.10 давать объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
2.4. При реализации трудовой функции «воспитательная деятельность» учитель обязан:
2.4.1 регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной
среды;
2.4.2 реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы
воспитательной работы, используя их как на занятиях, так и во внеурочной деятельности;

1.1.1.1 осуществлять постановку воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся независимо от их способностей и характера;
1.1.1.2 определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с
уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации;
1.1.5. проектировать и реализовывать воспитательные программы;
1.1.6. реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка
(учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
1.1.7. проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
1.1.8. оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов
самоуправления;
1.1.9. создавать, поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной
организации;
1.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни;
1.1.11. формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной
среде;
1.1.12. использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных
представителей) обучающихся, оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания
ребенка.
2.5. При реализации трудовой функции «развивающая деятельность» учитель обязан:
2.5.1. выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся,
связанные с особенностями их развития;
2.5.2. оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия
в школе;
2.5.3. применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка;
2.5.4. осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в т. ч. инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные
дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты,
дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

2.5.5. оказывать адресную помощь обучающимся;
2.5.6. взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
2.5.7. участвовать совместно с другими специалистами в разработке и реализовывать
индивидуальный учебный план;
2.5.8. осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие
проводить коррекционно-развивающую работу;
2.5.9. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способности к
труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни;
2.5.10. формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных
действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные
образцы поликультурного общения;
2.5.11. формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
2.6. При предметном обучении математике учитель обязан:
2.6.1. формировать способности к логическому рассуждению и коммуникации, давать
установку на использование этой способности, на ее ценность;
2.6.2. формировать способность к постижению основ математических моделей реального
объекта или процесса, готовность к применению моделирования для построения объектов
и процессов, определения или предсказания их свойств;
2.6.3. формировать конкретные знания, умения и навыки в области математики и
информатики;
2.6.4. формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая
пространственный образ);
2.6.5. формировать у обучающихся умение проверять математическое доказательство,
приводить опровергающий пример;
2.6.6. формировать у обучающихся умение выделять подзадачи в задаче, перебирать
возможные варианты объектов и действий;
2.6.7. формировать у обучающихся умение пользоваться заданной математической
моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать
возможный результат моделирования (например, вычисления);
2.6.8. формировать материальную и информационную образовательную среду,
содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую
принципы современной педагогики;
2.6.9. формировать у обучающихся умение применять средства информационно-

коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;
2.6.10. формировать способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать
принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его
результатам;
2.6.11. сотрудничать с другими учителями математики и информатики, физики,
экономики, языков и т. д.;
2.6.12. развивать инициативы обучающихся по использованию математики;
2.6.13. профессионально использовать элементы информационной образовательной среды
с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в
конкретной образовательной организации;
2.6.14. использовать в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы
дистанционного обучения, оказывать помощь детям в освоении и самостоятельном
использовании этих ресурсов;
2.6.15. содействовать в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах,
конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных
турнирах и ученических конференциях;
2.6.16. формировать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности
обучающихся к занятиям математикой, предоставлять им подходящие задания, вести
кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в
них обучающихся;
2.6.17. предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности
углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том
числе с применением дистанционных образовательных технологий;
2.6.18. консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо
необходимы знания математики;
2.6.19. содействовать формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как
источника улучшения и нового понимания;
2.6.20. выявлять совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные
данные;
2.6.21. формировать позитивное отношение со стороны всех обучающихся к
интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого
достижения;
2.6.22. формировать представления обучающихся о полезности знаний математики вне
зависимости от избранной профессии или специальности;
2.6.23. вести диалог с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи,
выявлять сомнительные места, подтверждения правильности решения.
2.7. При предметном обучении русскому языку учитель обязан:

2.7.1. обучать методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для
анализирующего информации;
2.7.2. осуществлять совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой
реальности и реакции на них социума, формировать у обучающихся «чувство меняющегося
языка»;
2.7.3. использовать совместно с обучающимися источники языковой информации для
решения практических или познавательных задач, в частности этимологической
информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого
«бытового» подхода («народной лингвистики»);
2.7.4. формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий
по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций;
2.7.5. организовывать публичные выступления обучающихся, поощрять их участие в
дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и
интернет- конференции;
2.7.6. формировать установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком
контексте, в том числе в гипермедиаформате;
2.7.7. стимулировать сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке,
событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства;
2.7.8. обсуждать с обучающимися образцы лучших произведений художественной и
научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.;
2.7.9. поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся;
2.7.10. поощрять участие обучающихся в театральных постановках, стимулировать
создание ими анимационных и других видеопродуктов;
2.7.11. моделировать виды профессиональной деятельности, где коммуникативная
компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки
или видеофильма и т. д.);
2.7.12. формировать у обучающихся умение применения в практике устной и письменной
речи норм современного литературного русского языка;
2.7.13. формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования,
цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.
2.8. Учитель, в случае поручения ему работы по классному руководству, обязан:
1.1.1. осуществлять деятельность по классному руководству на основе устава ОО, иных
локальных нормативных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к
обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОО,

и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений;
1.1.2. создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе;
1.1.3. способствовать формированию и развитию коллектива класса;
1.1.4. создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
1.1.5. способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся;
1.1.6. организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
1.1.7. защищать права и интересы обучающихся;
1.1.8. организовывать системную работу с обучающимися в классе;
1.1.9. гуманизировать отношения между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
1.1.10. формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
1.1.11. организовывать социально значимую творческую деятельность обучающихся;
1.1.12. обеспечивать связи ОО с семьей;
1.1.13. устанавливать контакты с родителями (иными законными представителями)
обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного образования);
1.1.14. проводить консультации,
представителями) обучающихся;

беседы

с

1.1.15. взаимодействовать с педагогическими
вспомогательным персоналом ОО;

родителями
работниками,

(иными
а

также

законными
с

учебно-

1.1.16. организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива
ОО;
1.1.17. организовывать воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
1.1.18. стимулировать и учитывать разнообразную деятельность обучающихся, в том
числе в системе дополнительного образования детей;
1.1.19. взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
1.1.20. вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя);

1.1.21. регулировать межличностные отношения между обучающимися;
1.1.22. устанавливать
обучающимися;

взаимодействие

между

педагогическими

работниками

и

1.1.23. содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе
класса;
1.1.24. оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
1.1.25. изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
1.1.26. определять состояние и перспективы развития коллектива класса;
1.1.27. контролировать успеваемость каждого обучающегося;
1.1.28. контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
1.1.29. использовать при осуществлении классного руководства различные формы работы
(индивидуальные, групповые, коллективные);
1.1.30. учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
1.1.31. обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой
творческой деятельности обучающихся в классе.
2.9.8. случае поручения обязанностей по заведованию кабинетом учитель обязан:
2.9.9. осуществлять деятельность по заведованию кабинетом с учетом действующего
законодательства и внутренней документации ОО, регулирующей такую деятельность;
2.9.10. принимать меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических
требований в помещении закрепленного кабинета;
2.9.11. устранять
самостоятельно
возникающие
нарушения
санитарноэпидемиологических и других требований, а при невозможности устранения своевременно
докладывать о выявлении нарушения руководителю ОО;
2.9.12. способствовать развитию материально-технической базы кабинета (при ее
наличии), в том числе посредством инициирования предложений об ее улучшении;
2.9.13. обеспечивать надлежащий контроль за использованием имущества, находящегося
в закрепленном кабинете;
2.9.14. вести необходимую документацию, связанную с выполнением возложенных
обязанностей.
2.10.8. случае поручения обязанностей по проверке письменных работ учитель:
2.10.9. осуществляет проверку письменных работ в установленном порядке;
2.10.10. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в рамках реализации рабочей

программы;
2.10.11. маркирует в проверяемых работах выявленные ошибки и недочеты;
2.10.12. случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом, ведет учет
образовательных результатов;
2.10.13. случаях и в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом,
документирует полученные результаты.
3.Права
3.1. Учитель имеет право на:
3.1.1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях,
которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами;
3.1.2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
3.1.3. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со
своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
3.1.4. отдых, обеспечиваемый установлением сокращенного
предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих
оплачиваемых ежегодных отпусков;

рабочего времени,
праздничных дней,

3.1.5. подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке,
установленном ТК РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем
один раз в три года;
3.1.6. объединение, включая право на создание профессиональных организаций
(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод
и законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
3.1.7. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ,
иными федеральными законами и коллективным договором формах;
3.1.8. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и
соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении
коллективного договора, соглашений;
3.1.9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными
законом способами;
3.1.10. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке,
установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
3.1.11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых
обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым
Кодексом РФ, иными федеральными законами;
3.1.12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными

законами.
3.2. Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у
работодателя в том числе на:
3.2.1. полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных;
3.2.2. свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на
получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за
исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
3.2.3. определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
3.2.4. доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с
помощью медицинского работника по его выбору;
3.2.5. требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных
данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ
или иного федерального закона;
3.2.6. подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием
работодателю о своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или
исправления персональных данных;
3.2.7. дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного
характера;
3.2.8. требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены
неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них
исключениях, исправлениях или дополнениях;
3.2.9. обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя
при обработке и защите его персональных данных.
3.3. Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15
дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до
выплаты задержанной суммы.
3.4. Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с
получением образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук
или доктора наук в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.5. Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в
том числе право на:
3.5.1. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям
охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
3.5.2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
3.5.3. получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране

труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о
специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также
о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
3.5.4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и
здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
3.5.5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с
требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
3.5.6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
3.5.7. дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в
случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
3.5.8.запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление
федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти,
осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами
профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права;
3.5.9. обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в
профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками
представительные органы по вопросам охраны труда;
3.5.10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов,
связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в
расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания;
3.5.11. внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими
рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во
время прохождения указанного медицинского осмотра;
3.5.12. гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ,
коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым
договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.6. Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или
своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в
письменной форме, отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым
договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает
его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ
и иными федеральными законами.
3.7. Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение

его заявления в десятидневный срок со дня его подачи.
3.8. Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством.
3.9. Учитель имеет право на:
3.9.1. свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную
деятельность;
3.9.2. свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств,
методов обучения и воспитания;
3.9.3. творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
3.9.4. выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в
соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании;
3.9.5. участие в разработке образовательных программ и их компонентов;
3.9.6. осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской
деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и
во внедрении инноваций;
3.9.7. бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также
доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО, к
информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим
материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения
образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления
педагогической, научной или исследовательской деятельности;
3.9.8. бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами
ОО, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными
нормативными актами ОО;
3.9.9. участие в управлении ОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в
порядке, установленном уставом ОО;
3.9.10. участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через
органы управления и общественные организации;
3.9.11. обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
3.9.12. защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики.
3.10. Учитель имеет право на:
3.10.1. сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном
законодательством РФ;

3.10.2. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность
которого определяется Правительством РФ;
3.10.3. длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством РФ;
3.10.4. досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном
законодательством РФ;
3.10.5. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными
законами и законодательными актами регионального уровня.
4.Ответственность
4.1. Учитель, в соответствии с законодательством РФ, может быть подвергнут следующим
видам ответственности:
4.2. дисциплинарной;
4.3. материальной;
4.4. административной;
4.5. гражданско-правовой;
4.6. уголовной.
С настоящей инструкцией ознакомлен:
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

(подпись)
(дата)

(Ф. И. О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)23-28-95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».