ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учѐтом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растѐт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что еѐ предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчѐты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приѐмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределѐнности и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всѐ более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определѐнных умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приѐмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даѐт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются: продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики. Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приѐмам прикидки и оценки результатов вычислений. Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объѐме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приѐмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приѐмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм. В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа. В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю, всего 170 учебных часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА" Натуральные числа и нуль Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулѐм. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Дроби Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей. Решение текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объѐма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби. Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм. Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развѐрнутый углы. Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображѐнных на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развѐртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объѐм прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объѐма. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия жизненных навыков личности. Самоорганизация: обеспечивают формирование смысловых установок и самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Числа и вычисления Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби. Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой. Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях. Выполнять проверку, прикидку результата вычислений. Округлять натуральные числа. Решение текстовых задач Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач. Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы вели- чины через другие. Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. Наглядная геометрия Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг. Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур. Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр. Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки. Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса. Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра. Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображѐнных на клетчатой бумаге. Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие. Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба. Вычислять объѐм куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объѐма. Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях. Учебно-тематический план: № темы Название темы Количество часов Количество контрольных работ 1 Повторение курса математики начальной школы 3 2 Натуральные числа и шкалы 12 3 Сложение и вычитание натуральных чисел 23 4 Умножение и деление натуральных чисел 27 5 Площади и объемы 12 1 6 Обыкновенные дроби 23 2 7 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей 15 1 8 Умножение и деление десятичных дробей 27 2 9 Инструменты для вычислений и измерений 18 2 10 Повторение 10 1 итого 170 15 1 1 2 2 Учебный поурочный план учебного материала по математике в 5 классе при 5 уроках в неделю по учебнику авт. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда № урока 1-2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14 15-18 19-22 23 24-27 28-30 31-34 35 36-41 42-47 48-50 51 52-56 57-59 60-61 62 63-65 66 67-69 70-71 72-73 74 Содержание учебного материала I ЧЕТВЕРТЬ 5 уроков в неделю, 43 урока за четверть Повторение Входная контрольная работа § 1 Натуральные числа и шкалы (12 уроков) Обозначение натуральных чисел, п. 1 Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2 Плоскость, прямая, луч, п. 3 Шкалы и координаты, п. 4 Меньше или больше, п. 5 Контрольная работа № 1 § 2. Сложение и вычитание натуральных чисел Сложение натуральных (22 урока) чисел и его свойства, п.п.67 Вычитание, Контрольная работа № 2 Числовые и буквенные выражения, п. 8 Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9 Уравнение, п. 10 Контрольная работа № 3 § 3. Умножение и деление натуральных чисел Умножение натуральных (27 уроков) чисел и его II ЧЕТВЕРТЬ свойства, п. 11 5 уроков в неделю, 34 урока за § 3. Умножениечетверть и деление натуральных чисел Деление п 12 (продолжение) Деление с остатком, п. 13 Контрольная работа № 4 Упрощение выражений, п. 14 Порядок выполнения действий, п. 15 Квадрат и куб числа п. 16 Контрольная работа № 5 § 4. Площади и объемы (12 уроков) Формулы, п. 17 Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18 п. 19 Единицы измерения площадей, Прямоугольный параллелепипед, п. 20 Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п. 21 Контрольная работа № 6 Глава II Дробные числа § 5. Обыкновенные дроби (23урока) Кол-во часов Примерные сроки изучения 2 1 2 2 2 2 2 1 4 4 1 4 3 4 1 6 6 3 1 5 3 2 1 3 1 3 2 2 1 дата Окружность и круг, п. 22 III ЧЕТВЕРТЬ 5 уроков в неделю, 58 уроков за четвертьдроби, п. 23 77-80 Доли. Обыкновенные § 5. Обыкновенные дроби (окончание) (23 урока) 81-83 Сравнение дробей, п. 24 84-85 Правильные и неправильные дроби, п. 25 86 Контрольная работа № 7 Сложение и вычитание дробей с 87-89 одинаковыми знаменателями, п. 26 90-91 Деление и дроби, п. 27 92-93 Смешанные числа, п. 28 94-96 Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29 97 Контрольная работа № 8 § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 уроков) 98-99 Десятичная запись дробных чисел, п. 30 100-102 Сравнение десятичных дробей, п. 31 103-108 Сложение и вычитание десятичных Приближенные 109-111 дробей, п.значения 32 чисел. Округление чисел, п. 33работа № 9 112 Контрольная § 7. Умножение и деление десятичных дробей Умножение десятичных 113-115 (27 дробей науроков) натуральные числа, п. 34 Деление десятичных 116-120 дробей на натуральные числа, п. 35 121 Контрольная работа № 10 122-126 Умножение десятичных дробей, п. 36 127-131 Деление десятичных дробей, п. 37 132-134 Резерв IV ЧЕТВЕРТЬ 5 уроков в неделю, 35уроков за четверть § 7. Умножение и деление десятичных дробей 135-138 Среднее арифметическое, п. 38 (окончание) 139 Контрольная работа №11 § 8. Инструменты для вычислений и измерений 140-141 Микрокалькулятор, (18 уроков) п. 39 142-146 Проценты, п. 40 147 Контрольная работа № 12 Угол. Прямой и развернутый угол. 148-150 Чертежный треугольник, п. 41 151-154 Измерение углов. Транспортир, п. 42 155-156 Круговые диаграммы, п. 43 157 Контрольная работа № 13 158-170 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 75-76 2 4 3 2 1 3 2 2 3 1 2 3 6 3 1 3 5 1 5 5 3 4 1 2 5 1 3 4 2 1 12 С до конца учебного года 1 Предмет математика Вариант КТП 5а класс Раздел Тема урока Повторение Повторение Повторение Повторение Обозначение натуральных чисел, п. 1 2 3 5 §1 Натуральные числа и шкалы (11 уроков) Обозначение натуральных чисел, п. 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 § 2. Сложение и вычитание натуральных чисел 21ч Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2 Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2 Плоскость, прямая, луч, п. 3 Плоскость, прямая, луч, п. 3 Шкалы и координаты, п. 4 Шкалы и координаты, п. 4 Входная контрольная работа. Шкалы и координаты, п. 5 Меньше или больше, п. 5 Меньше или больше, п. 5 Контрольная работа №1 Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6 Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 7 Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 8 Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 9 Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 10 Кол-во часов Домашнее задание дата 19,3 20,22 21 1 1 1 1 карточка 2,3,7 1 02.09.2022 05.09.2022 06.09.2022 07.09.2022 08.09.2022 1 24,26,27 09.09.2022 1 65,66,68 12.09.2022 1 67,69,71,72 13.09.2022 1 94,100,102,104 14.09.2022 1 103,106 15.09.2022 1 132,138 16.09.2022 1 118,121,128 19.09.2022 1 177,179 20.09.2022 1 178,172 21.09.2022 1 22.09.2022 1 206,235,231 23.09.2022 1 197,209 26.09.2022 1 236,232,237 27.09.2022 1 239 28.09.2022 1 288,289 29.09.2022 25 Вычитание, п. 7 Вычитание, п. 7 Вычитание, п. 7 Вычитание, п. 8 Вычитание, п. 7 Контрольная работа № 2 Сложение и вычитание натуральных чисел Числовые и буквенные выражения, п. 8 26 Числовые и буквенные выражения, п. 8 1 325,332 11.10.2022 27 Числовые и буквенные выражения, п. 8 1 346,348 12.10.2022 1 365,346 13.10.2022 1 347,356 14.10.2022 1 395,383 401,376 400,402 399,400 391 17.10.2022 20 21 22 23 24 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 § 3. Умножение и деление натуральных чисел 27ч Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9 Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9 Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9 Уравнение, п. 10 Уравнение, п. 10 Уравнение, п. 10 Уравнение, п. 10 Контрольная работа №3 Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 1 1 1 296,295 284,262 266 1 30.09.2022 03.10.2022 04.10.2022 05.10.2022 1 327,328 06.10.2022 1 330,331 07.10.2022 1 333,334 10.10.2022 1 1 1 1 1 450,451,452 18.10.2022 19.10.2022 20.10.2022 21.10.2022 24.10.2022 1 451,453 25.10.2022 1 455,462 26.10.2022 1 462вг,460 27.10.2022 1 448аб,458в,461г 28.10.2022 1 458аб,461бв 31.10.2022 1 515,517аб,518 08.11.2022 58 Деление п 12 Деление п 12 Деление п 12 Деление п 12 Деление п 12 Деление п 12 Деление с остатком, п. 13 Деление с остатком, п. 13 Деление с остатком, п. 13 Контрольная работа №4 Упрощение выражений, п. 14 Упрощение выражений, п. 14 Упрощение выражений, п. 14 Упрощение выражений, п. 14 Упрощение выражений, п. 14 Порядок выполнения действий, п. 15 59 Порядок выполнения действий, п. 15 1 60 Порядок выполнения действий, п. 15 1 666,667 04.12.2022 1 668 05.12.2022 1 665 06.12.2022 1 639,638 07.12.2022 1 643 10.12.2022 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 61 62 63 64 § 4. Площади и объемы (12 уроков) Квадрат и куб числа п. 16 Квадрат и куб числа п. 16 Контрольная работа №5 Формулы, п. 17 68 Формулы, п. 17 Формулы, п. 17 Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18 Единицы измерения площадей, п. 19 69 Единицы измерения площадей, п. 19 65 66 67 09.11.2022 1 516,517вг,524абв 524где,522 521,524 527 513 550,551аб 1 548(3,4),547 19.11.2022 1 1 1 1 1 12.11.2022 13.11.2022 14.11.2022 15.11.2022 16.11.2022 1 552,553 20.11.2022 1 554,556 21.11.2022 1 609аб,612аб,613аб 22.11.2022 1 614аб,616 23.11.2022 1 614вг,611вг 26.11.2022 1 615 27.11.2022 1 620,622 28.11.2022 1 647,627 29.11.2022 1 645,646 30.11.2022 647жк,650 03.12.2022 679,682,707 1 737,741,744 1 11.12.2022 12.12.2022 1 779,77 13.12.2022 1 769 14.12.2022 1 784 17.12.2022 70 Единицы измерения площадей, п. 19 1 71 Прямоугольный параллелепипед, п. 20 1 72 Прямоугольный параллелепипед, п. 20 1 73 74 75 Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п. 21 Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п. 21 Контрольная работа №6 § 5. Обыкновенные Окружность и круг, п. 76 дроби (23урока) 22 Окружность и круг, п. 22 77 Доли. Обыкновенные дроби, п. 23 78 Доли. Обыкновенные дроби, п. 23 79 Доли. Обыкновенные дроби, п. 23 80 Доли. Обыкновенные дроби, п. 23 81 Сравнение дробей, п. 24 82 Сравнение дробей, п. 24 83 Сравнение дробей, п. 24 84 Правильные и неправильные дроби, п. 24 85 Правильные и неправильные дроби, п. 24 86 Контрольная работа №7 87 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26 88 89 90 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26 1 811,814 816,792б 19.12.2022 840,841 848,844,845 24.12.2022 874,875,876 925,928,929 937,916,915 1 931 1 944,965 1 969,966 1 ,970,971 1 999,1000,1001 1 1030,1032,990,983 1 1 1041,1 1 1040,1042,1043 1 1044,1046,1036 1 26.12.2022 27.12.2022 932,933 1 1 25.12.2022 878,877 1 1 20.12.2022 21.12.2022 1 1 18.12.2022 1076 28.12.2022 95 Деление и дроби, п. 27 Деление и дроби, п. 27 Смешанные числа, п. 28 Смешанные числа, п. 28 Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29 96 Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29 1 97 Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29 1 91 92 93 94 98 § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 99 уроков) Контрольная работа №8 Десятичная запись дробных чисел, п. 30 1077,11 1 1089,1109,1110 1 1 1111,11 1 1136,11 1 1138/,1139 1251,12 1 1166,12 1 1170,12 100 Десятичная запись дробных чисел, п. 33 1 101 Сравнение десятичных дробей, п. 31 1 1202,12 102 Сравнение десятичных дробей, п. 31 1 1206,12 103 Сравнение десятичных дробей, п. 31 1 1255,13 104 105 106 107 108 109 110 Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 Приближенные значения чисел. 1 1200,1201,1203 1255,1256,1257 1 1258,13 1 1265,13 1 1267,13 1 1269 1 1297,13 1 1276,1277, Округление чисел, п. 33 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Приближенные значения чисел. Округление чисел, п. 33 Приближенные значения чисел. Округление чисел, п. 33 Контрольная работа №9 § 7. Умножение Умножение десятичных дробей на натуральные и деление числа, п. 34 десятичных дробей Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34 Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34 Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 Контрольная работа № 10 Умножение десятичных дробей, п. 36 Умножение десятичных дробей, п. 36 Умножение десятичных дробей, п. 36 Умножение десятичных дробей, п. 36 Умножение десятичных дробей, п. 36 Деление десятичных дробей, п. 37 Деление десятичных дробей, п. 37 Деление десятичных дробей, п. 37 1 1302,1326,1325 1 1 1330,1331,1333 1 1334,1335,1337 1 1328,1336,1338 1 1375,1376,1379абв 1 1379и,1381,1380аб 1 1420,14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 131 132 133 134 135 136 137 138 § 8. Инструменты для вычислений и измерений(19 уроков) Деление десятичных дробей, п. 37 Деление десятичных дробей, п. 37 Среднее арифметическое, п. 38 Среднее арифметическое, п. 38 Среднее арифметическое, п. 38 Среднее арифметическое, п. 38 Контрольная работа №11 Микрокалькулятор, п. 39 1 1 1 1 1 1 1 1 149 Микрокалькулятор, п. 39 Проценты, п. 40 Проценты, п. 40 Проценты, п. 40 Проценты, п. 40 Проценты, п. 40 Контрольная работа № 12 Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41 Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41 Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41 Измерение углов. Транспортир, п. 42 150 Измерение углов. Транспортир, п. 42 1 151 Измерение углов. Транспортир, п. 42 1 152 Измерение углов. Транспортир, п. 42 1 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 153 154 155 Круговые диаграммы, п. 43 Круговые диаграммы, п. 43 Круговые диаграммы, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Итоговое повторение 15ч п. 43 Контрольная работа № 13 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Контрольная работа № 14 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Математика, 5 класс, АО "Издательство "Просвещение"; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах. – М.: Мнемозина, 2000. 3. Математические диктанты для 5 – 9 классов: книга для учителя/ Е.Б. Арутюнян и др. – М.: Просвещение, 1995. 4. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков. – М.: Мнемозина, 2007. 5. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – М.: Илекса, 2005. 6. Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкин и др. «Математика. 5 класс»/ М.А. Попов – М.: Издательство «Экзамен»,2005. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Учи.ру, Якласс, РЭШ.