РП Бурятский язык 5 класс Жигжитова ЛД

Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи учебного курса
регионального компонента государственного стандарта, примерной программы основного
общего образования по бурятскому языку для учащихся 5 классов общеобразовательных
учреждений в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и
развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021-2030 годы» (с изменениями на 28 апреля
2022 года).

Обучение языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений
модернизации школьного образования. Основным приоритетом при обучении бурятскому
языку как государственному является гуманитаризация образования, когда стратегией
обучения
провозглашается
личностно-ориентированный
подход.
Центром
образовательного процесса становится личность школьника, учет его образовательных
потребностей, возможностей, склонностей, способностей. Это предполагается реализовать
на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования
соответствующих технологий.
Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» на
основном этапе состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о
формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять
непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение
(чтение с пониманием текстов, письмо). Бурятский язык является одним из главных
элементов культуры бурятского народа — носителя данного языка. Он открывает учащимся
непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их
общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной
коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач,
стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности,
развития ее национального самосознания.
Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности её
составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли на русском и бурятском
языках;
Социокультурная компетенция - приобщение к культуре бурятского народа в рамках тем,
сфер и ситуаций общения, соответствующих психологическим особенностям учащихся
данного возраста; развитие способности и готовности использовать бурятский язык в
реальном общении; формирование умений представлять свой собственный регион, ее
культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с
соответствующим культуроведческим и социолингвистическим, лингвокультуроведческим
материалом, представленных в учебном курсе;
компенсаторная компетенция - развитие
умений выходить из затруднительного
положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифразирования,
использования синонимов, жестов и т. д.;

Учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий
В ходе достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности изучения бурятского языка и овладения им как
средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в полиэтническом
регионе на основе осознания важности изучения бурятского языка как средства общения;
- формирование общекультурной и этнической идентичности личности: воспитание
качеств гражданина, патриота;
- развитие национального самосознания, стремления к самосознанию между людьми;
- развитие стремления к овладению основами культуры монголоязычных народов
средствами бурятского языка;

1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты
Учащиеся на основном этапе обучения достигнут определённых личностных результатов в
освоении учебного предмета «Бурятский язык»
1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
3. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, малой родиной;
4. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к людям
других национальностей, его мнению, культуре, языку, истории, религии и традициям;
6. Готовность и способность вести диалог с людьми других национальностей и достигать в
нём взаимопонимания;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно - полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
9. Воспитание нравственных чувств, элементарные представления о моральных нормах и
правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в

семье, классе, школе, а также между носителями разных культур, товарищество и
взаимопомощь;

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

Предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты
Тематический блок/
модуль

Выпускник получит
возможность научиться

Выпускник научится

5-ый класс, 2022-2023 учебный год

Говорение

- запросить необходимую
информацию;
- рассказать о себе, школе,
классе, друге и о своей семье;
- рассказать о ком-то или о чёмто;

- запросить необходимую
информацию;
- выразить своё согласие
(несогласие);
- кратко рассказать о себе,
семье;

- выразить своё согласие
(несогласие);
- участвовать в коллективном
обсуждении;

Аудирование

Чтение

Письмо

- воспринимать на слух
- воспринимать на слух тексты, небольшие тексты с
тексты стихов и диалогов с
пониманием основного
пониманием основного смысла, смысла, с извлечением
с извлечением выборочной
выборочной информации;
информации;
- догадываться о значении
- догадываться о значении
некоторых слов по контексту;
некоторых слов по контексту;
- «обходить» незнакомые слова,
не мешающие пониманию
основного содержания текста;
- выделять основные факты;
- осмысливать главную идею
текста;
- использовать полученную
информацию при решении
различных коммуникативных
задач;
- правильно выполнять
письменные лексические и
грамматические упражнения;
- составлять подписи к
картинкам;
- письменно отвечать на
вопросы по прочитанному
тексту (с опорой на текст);
- написать краткое письмо или
поздравление по образцу на
доступном уровне и пределах
изученной тематики;

- выразительно читать;
- выделять основные факты;

- выполнять письменные
лексические и грамматические
упражнения;
- письменно отвечать на
вопросы по прочитанному
тексту (с опорой на текст)

Тематическое планирование
5 класс

Тематическое планирование

5 класс
№

Тема раздела

Количество
часов
4 ч.

1

Повторение изученного в 4 классе

2

Минии бγлэ. Моя семья

6 ч.

3

Минии нγхэд. Мои друзья

5 ч.

4

Минии γдэр. Мой день

5 ч.

Воспитательные задачи
- формировать мотивацию изучения
БЯ;
-развивать целеустремленность;
- развивать умение общаться;
воспитывать
умение
взаимодействовать и сотрудничать;
-способствовать
воспитанию
уважительного
и
бережного
отношения к родителям, людям
старшего поколения;
развивать
самостоятельностьсамостоятельно
оценивать
свои
учебные достижения;
формировать дисциплинированность,
последовательность, настойчивость и
самостоятельность;
- способствовать
воспитанию
толерантности;
- формировать коммуникативную
компетенцию;
способствовать
воспитанию
уважительного отношения друг к
другу;

формирование
умений
рационально планировать свое
свободное время;
- способствовать воспитанию дружбы
и сотрудничества;
развивать
самостоятельностьсамостоятельно
оценивать
свои
учебные достижения;

5

6

Тамир. Спорт

hуралсал. Учёба

10 ч.

5 ч.

- способствовать воспитанию
здорового образа жизни;
- способствовать
воспитанию
толерантного отношения друг к
другу;
- формировать коммуникативную
компетенцию;
- способствовать воспитанию
уважительного отношения друг к
другу;
- развивать умения работать в
группе;
- формировать мотивацию изучения
БЯ и стремление к
самосовершенствованию в
образовательной области «Бурятский
язык»;

- формировать
компетенцию;

коммуникативную

7

8

Сагаалган

Мэргэжэл. Профессии.

9

Олондо мэдээсэл тараадаг арганууд.
СМИ

10

Буряад орон. Бурятия

9 ч.

5 ч.

3 ч.

16 ч.

- способствовать воспитанию
уважительного отношения друг к
другу;
формировать толерантное
отношение к проявлениям иной
культуры;
- формировать
стремление
к
совершенствованию
собственной
речевой культуры в целом.
- формировать осознание своей
этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего
народа;
расширить
социокультурные
знания;
- формировать коммуникативную
компетенцию;
- развивать умения работать в группе;
-способствовать воспитанию
уважительного отношения к труду
людей разных профессий;
- воспитывать взаимоуважение,
взаимовыручку, умение работать в
коллективе;
- формировать
развивать такие качества личности,
как воля, целеустремленность,
креативность, инициативность,
трудолюбие, дисциплинированность;
- способствовать формированию
информационной грамотности;
развивать
самостоятельностьсамостоятельно
оценивать
свои
учебные достижения;
развивать
самостоятельностьсамостоятельно
оценивать
свои
учебные достижения
- развивать любознательность,
стремление расширить кругозор;
- формировать коммуникативную
компетенцию;
- развивать умения работать в
группе;

- Способствовать формированию
любви и чувства гордости за
социальные и культурные
достижения своего родного края,
привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос;
- формировать стремление к
совершенствованию собственной
речевой культуры в целом;
- формировать осознание своей
этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего
народа;

формировать коммуникативную
компетенцию;
- развивать умения работать в
группе;
формировать дисциплинированность,
последовательность, настойчивость и
самостоятельность;
- формировать стремление к
совершенствованию собственной
речевой культуры в целом;

-

Календарно – тематическое планирование
5 класс.
(по УМК «Алтаргана- 5», авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д)

№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

Тема урока

Коли
чес
тво
часов

Повторение
Язык как средство межнационального
1
общения. Урок-лекция.
Амар сайн, буряад хэлэн! Языки,
1
родственные бурятскому.
Повторение. Моя семья. Возраст человека.
1
Профессии людей.
Повторение. Магазин. Продукты питания.
1
Послелоги.
Минии бγлэ. Моя семья.
Члены моей семьи. Имя существительное.
1
Мои родственники. Профессии моих
1
родителей.
Семейные праздники. Родительный падеж.
1
Мой День рождения. Урок-игра.
1
Домашние дела. Мои работы по дому.
1
Урок совершенствования навыков устной
1
речи по теме «Минии бγлэ»
Минии нγхэд. Мои друзья.
Какие же они, мои друзья? Имя
1
прилагательное.
Стих/е Ц-Ж. Жимбиева «Унаган нγхэд».
1
Звук «h».
Хобби моих друзей. Применение глагола
1
«дуратай» в предложении.
Знакомство с творчеством Ц-Д. Д.
1
Дондоковой. Стих/е «Хэн hайн, хэн мууб?»
Защита проекта «Минии нγхэр»
1
Минии γдэр. Мой день.

Дата проведения
По плану

Фактически

16. Мой распорядок дня. Хэзээ?Саг. Отрицание.
1
Согласие.
17. Я и моя семья. Один день из жизни моей
1
семьи. Вспомогательный глагол «байна»
18. Мой распорядок выходного дня. Минии
1
сγлѳѳ саг.
19. Урок развития речи по теме «Минии γдэр»
1
20. Защита проекта «Минии γдэрэй журам»
1
Тамир
21. Виды спорта. Заимствованные слова.
1
22. Спорт в жизни человека.
1
23. Любимые виды спорта моих друзей.
1
24. Мой любимый вид спорта. Несогласие.
1
25. Чтение текста
1
26. 3 игры мужчин. Урок-презентация.
1
27. Национальные игры бурят. Урок-презен1
тация.
28. Известные спортсмены Бурятии. Урок1
презентация. Урок-презентация.
29. Повторение
1
29. Тест.
1
Һургуули. hуралсал. Школа. Учёба.
31. Моя школа. Родительный падеж.
1
32. Минии класс. Урок-игра
1
33. Чтение рассказа «Аягγй ушар»
1
34. Мой любимый урок.
1
35. Текст дээрэ ажал.
1
Сагаалган
36. Сагаалган. Урок-презентация.
1
37. Традиции празднования Белого месяца
1
38. Знакомство с песней «Сагаалган»
1
39. 12 годов Восточного календаря.
1
40. Благопожелания Белого месяца. Урок1
конкурс.
41. Я выбираю подарки к Сагаалгану. Вопрос:
1
хэдыдэ?хэндэ?
42. Праздник Белого месяца в нашей семье.
1
43. Бурятская национальная кухня.
1
44. Реклама национального блюда.
1
Мэргэжэл. Профессии.
45. Профессии. Орудный падеж.
1
46. Профессии и место работы моих
1
родственников. Дательно- местный падеж.
47. Урок развития речи по теме «Мэргэжэл»
1
48. Знакомство с творчеством Д.З.Жалсараева.
1
Стих/е «Хоёр нγхэдэй хγсэл»
49. Тест.
1
Олондо мэдээсэл тараадаг арганууд. СМИ

50. СМИ. Олондо мэдээсэл тараадаг арганууд.
1
Тэрэнэй γγргэ.
51. Любимые теле- и радиопередачи нашей
1
семьи..
52. Урок-игра.
1
Буряад орон. Бурятия
53. Символика РБ. Гимн РБ,
1
54. Моя Бурятия. Урок-презентация.
1
55. Районы РБ.
1
56. Природа Бурятии
1
57. Горы, реки, озёра Бурятии.
1
58. Озеро Байкал.
1
59. Богатство оз. Байкал.
1
60. Виртуальное путешествие по г.Улан-Удэ.
1
61. Театры и кинотеатры Улан-Удэ.
1
62. Чтение текста «Дуратайб шамдаа, Буряад
1
орон»
63. Повторение. Урок развития речи по теме
1
«Буряад орон»
64. Повторение.
1
65. Повторение.
1
66 Тест
1
67 Защита проектов « Минии Буряад орон»
1
68 Защита проектов « Минии Буряад орон»
1

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
(УМК, дополнительная литература, оборудование)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
«Амар мэндэ-э!» 1 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг», 2014 год;
«Амар мэндэ-э!» 2 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг», 2015 год;
«Амар мэндэ-э!» 3 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг», 2016 год;
а также дополнительных пособий: для учителя (Методические рекомендации к УМК«Амар
мэндэ-э!» 1, 2, 3 год обучения – Улан –Удэ: «Бэлиг» ,2013, 2016 год).
«Амар мэндэ-э!» (5 класс); Авторы: Г-Х. Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева;
«Алтаргана» (6 класс). Авторы: С.Ц.Содномов, Б.Д.Содномова;
«Алтаргана» (7 класс). Авторы: С.Ц.Содномов, А.А.Найданова;
Алтаргана» (8 класс). Авторы: С.Ц.Содномов, А.А.Надагурова;
Будаева, Д. Ц. Myнкуева. Ю. Б. Тесты по бурятскому языку как государственному. - УланУдэ, 2003;
Гунжитова. Г-Х. Ц. Дугарова. А. А. Отбор фонетического материала для начального этапа
обучения бурятскому языку // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Улан-Удэ, 1999;
Дареева. О. А. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму. Улан-Удэ. 2007;

Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах, Улан-Удэ, 2008;
Алагуева В.П. Алмазная книга о бурятах, Улан-Удэ, 2009;
Могоева. Д. Д. Амар сайн, ухибууд! - Улаан-Удэ, 2002;
Намжилон Л. Оюун тулхюур, Улан-Удэ, 2004;
Г.С.Санжадаева, О.П.Кушеева. Тоонто нютаг, Улан-Удэ,2011;
Э.П.Нанзатова. Мунгэн туяа, Улан-Удэ, 2010;
Нанзатова. Э. П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в
начальной школе. — Улан-Удэ, 2002.
Ц.Б.Цыренова, М.Ш.Батуева. Булагай эхин (детская хрестоматия). Улан-Удэ,2008;
С.Д.Бабуев, Yреэл тогтохо болтогой! Улан-Удэ, 1990;
ИКТ – обеспечение учебного процесса
- Медиапроектор
- Фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным
мероприятиям. (Электронные учебники бурятского языка №1, 2006, №2, 2010, DVD-диск
«Серебряные капли», «Буян тандаа», «Буряад караоке», сборник дисков «Би томо болооб»
(детские песни); короткометражные фильмы на бурятском языке;
- Часть телевизионных и радиопередач Бурятского телевидения и радио;
- Проектная деятельность учащихся (презентации);


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)23-28-95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».