ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: — Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: — наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; — обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; — понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; — наблюдать действие измерительных приборов; — сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; — копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур; — вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: — понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; — читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: — характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; — комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; — описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; — строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные регулятивные учебные действия: — принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; — действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; — проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; — проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. Совместная деятельность: — участвовать в парной работе с математическим материалом; — выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; — строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; — выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; — пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; — находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; — выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); — решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); — сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); — знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); — различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; — устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; — группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; — различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; — сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы 1 практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 05.09.2022 08.09.2022 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Раздел 1. Числа 1.1. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. 10 1.2. Единица счёта. Десяток. 1 Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.3. Счёт предметов, запись результата цифрами. 1 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.4. Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. 1 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 2 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах; Словесное описание группы предметов, ряда чисел; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 1 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 1 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.8. Однозначные и двузначные числа. 1 Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.9. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 2 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Итого по разделу 1 20 Раздел 2. Величины 2.1. Длина и её измерение с помощью заданной мерки. 2 2.2. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. 1 Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Наблюдение действия измерительных приборов; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 2.3. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. 3 Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Итого по разделу Раздел 3. Арифметические действия 6 1 3.1. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 23 3.2. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. 6 3.3. Вычитание как действие, обратное сложению. 3.4. Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Неизвестное слагаемое. 1 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3.5. Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. 2 Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3.6. Прибавление и вычитание нуля. 1 Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3.7. Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. 3 1 2 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3.8. Вычисление суммы, разности трёх чисел. 3 1 1 Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Итого по разделу Раздел 4. Текстовые задачи 40 1 4.1. Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. 2 Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 1 Соотнесение текста задачи и её модели; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 4.3. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. 1 Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 4.4. Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. 11 Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Соотнесение текста задачи и её модели; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 4.5. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). 1 Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Итого по разделу 2 1 16 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. 4 5.2. Распознавание объекта и его отражения. 1 5.3. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. 4 5.4. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. 9 5.5. Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. 5.6. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. Итого по разделу Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 1 1 1 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). 4 Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6.2. Группировка объектов по заданному признаку. 2 Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6.3. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. 1 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6.4. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. 1 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Зачет; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6.5. Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу 3 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Письменный контроль; Контрольная работа; Зачет; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6.6. Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). 1 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Письменный контроль; Контрольная работа; Зачет; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6.7. Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. 3 Итого по разделу: 15 Резервное время 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; 1 9 7 Письменный контроль; Контрольная работа; Зачет; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов 1. Число и цифра 1 1 05.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 2. Число и цифра 2 1 06.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 3. Число и цифра 3 1 07.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 4. Число и цифра 4 1 08.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 5. Число и цифра 5 1 12.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 6. Число и цифра 6 1 13.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 7. Число и цифра 7 1 14.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 8. Число и цифра 8 1 15.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 9. Число и цифра 9 1 19.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 10. Обобщение знаний. входная контрольная рабрта 1 11. Единица счета - десяток 1 21.09.2022 Устный опрос; 12. Счет предметов, запись результата цифрами 1 22.09.2022 Устный опрос; всего контрольные практические работы работы 1 Дата изучения Виды, формы контроля 20.09.2022 Контрольная работа; 13. Порядковый номер объекта при заданном порядке счета 1 26.09.2022 Устный опрос; 14. Сравнение чисел по количеству: больше, меньше, столько же 1 27.09.2022 Тестирование; 15. Сравнение чисел по количеству: больше, меньше, столько же 1 28.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 16. Число и цифра 0 при измерении, вычислении 1 29.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 17. Числа в пределах 20, чтение, запись, сравнение 1 03.10.2022 Устный опрос; 18. Однозначные и двузначные числа 1 04.10.2022 Устный опрос; 19. Увеличение числа на несколько единиц 1 05.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 20. Уменьшение числа на несколько единиц Проверочная работа № 1 1 21. 1 Длина и ее измерение с помощью заданной мерки. Длиннее, короче, одинаковые по длине 10.10.2022 Устный опрос; 22. 1 Длина и ее измерение с помощью заданной мерки. Сравнение длин отрезков 11.10.2022 Устный опрос; 23. Сравнение без измерений: 1 выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старшемоложе, тяжелее-легче 12.10.2022 Устный опрос; 24. Единицы длины: сантиметр 1 13.10.2022 Практическая работа; 25. Единицы длины: дециметр 1 17.10.2022 Практическая работа; 1 06.10.2022 Письменный контроль; 26. Единицы длины: сантиметр, дециметрПроверочная работа 1 18.10.2022 Устный опрос; 27. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 Вычитание вида +1, - 1 1 19.10.2022 Устный опрос; 28. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисление вида +2, - 2 1 20.10.2022 Устный опрос; 29. Вычисления вида + 3, - 3 1 24.10.2022 Устный опрос; 30. Вычисления вида + 4, - 4 1 25.10.2022 Устный опрос; 31. Вычисления вида + 5, + 6, 1 + 7, + 8, + 9Котрольная работа за 1 четверть 32. Вычитание вида - 6 1 27.10.2022 Устный опрос; 33. Вычитание вида - 7 1 31.10.2022 Устный опрос; 34. Вычитание вида - 8 1 01.11.2022 Устный опрос; 35. Вычитание вида - 9 1 02.11.2022 Устный опрос; 36. Вычитание вида - 10 1 03.11.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 37. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 2 1 14.11.2022 Устный опрос; 38. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 3 1 15.11.2022 Устный опрос; 39. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 1 16.11.2022 Устный опрос; 40. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5Проверочная работа № 3 1 17.11.2022 Устный опрос; 41. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6, + 7 1 21.11.2022 Устный опрос; 1 26.10.2022 Контрольная работа; 42. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, + 9 1 22.11.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 43. Вычитание с переходом через десяток вида 11 - 1 23.11.2022 Устный опрос; 44. Вычитание с переходом через десяток вида 12 - 1 24.11.2022 Устный опрос; 45. Вычитание с переходом через десяток вида 13 - 1 28.11.2022 Устный опрос; 46. Вычитание с переходом через десяток вида 14 - 1 29.11.2022 Устный опрос; 47. Вычитание с переходом через десяток вида 15 - 1 30.11.2022 Устный опрос; 48. Вычитание с переходом через десяток вида 16 - 1 01.12.2022 Устный опрос; 49. 1 Вычитание с переходом через десяток вида 17 -, 18 - 05.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 50. Название компонентов действий, результатов действия сложения. 1 06.12.2022 Устный опрос; 51. Название компонентов действий, результатов действия вычитания 1 07.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 52. Название компонентов действий, результатов действий сложения и вычитания 1 08.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 53. Таблица сложения чисел в 1 пределах 20. 54. Таблица сложения чисел в 1 пределах 20. Проверочная работа № 2 55. Переместительное свойство сложения 1 14.12.2022 Устный опрос; 56. Вычитание как действие, обратное сложению 1 15.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 57. Неизвестное слагаемое 1 19.12.2022 Устный опрос; 12.12.2022 Письменный контроль; 1 13.12.2022 Письменный контроль; 58. Сложение одинаковых слагаемых 1 20.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 59. Счет по , по 3, по 5 1 21.12.2022 Устный опрос; 60. Прибавление и вычитание 1 нуля 22.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 61. Сложение чисел без перехода через десяток. Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа за 2 четверть 1 62. Вычитание чисел без перехода через десяток. Обобщение и систематизация знаний. 1 27.12.2022 Письменный контроль; 63. Сложение чисел с переходом через десяток. Общий прием сложения с переходом через десяток 1 28.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 64. Сложение чисел с переходом через десяток. Обобщение и систематизация знаний 1 29.12.2022 Устный опрос; 65. 1 Вычитание чисел с переходом через десяток. Общий прием вычитание с переходом через десяток 09.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 66. Вычитание чисел с переходом через десяток. Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа № 3 1 1 1 26.12.2022 Контрольная работа; 10.01.2023 Письменный контроль; 67. Текстовые задачи: структурные элементы. Составление текстовых задач по образцу. Составление задач на сложение по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения 1 11.01.2023 Письменный контроль; 68. Текстовые задачи: структурные элементы. Составление текстовых задач по образцу. Составление задач на сложение по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения 1 12.01.2023 Письменный контроль; 69. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче 1 16.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 70. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос 1 17.01.2023 Письменный контроль; 71. Задачи на нахождение суммы 1 18.01.2023 Письменный контроль; 72. Задачи на нахождение остатка 1 19.01.2023 Письменный контроль; 73. Задачи на увеличение на несколько единиц (с двумя множествами предметов) 1 23.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 74. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) 1 24.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 75. Задачи на уменьшение числа не несколько единиц (с двумя множествами предметов) 1 25.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 76. Задачи на разностное сравнение чисел 1 26.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 77. Задачи на нахождение неизвестного первого слагаемого 1 30.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 78. Задачи на нахождение неизвестного второго слагаемого 1 31.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 79. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого 1 01.02.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 80. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого 1 02.02.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 81. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема 1 06.02.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 82. 1 Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи и решению)Контрольная работа 83. Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слевасправа, сверху-снизу, между 1 1 08.02.2023 Практическая работа; 84. Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: установление пространственных отношений 1 1 09.02.2023 Практическая работа; 07.02.2023 Контрольная работа; 1 85. Расположение предметов 1 и объектов на плоскости и в пространстве: слевасправа, сверху-снизу, между, установка пространственных отношений 86. Расположение предметов 1 и объектов на плоскости и в пространстве: слевасправа, сверху-снизу, между, установка пространственных отношений. Внутри. Вне. Между. 87. Распознавание объекта и его отражения. Проверочная работа № 4 1 88. Геометрические фигуры: распознование круга, треугольника, прямоугольника, отрезка 1 23.02.2023 Устный опрос; 89. Распознование круга, треугольника, прямоугольника, отрезка 1 27.02.2023 Устный опрос; 90. Распознование круга, треугольника, прямоугольника, отрезка, прямой, точки 1 28.02.2023 Практическая работа; 91. 1 Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. Изображение геометрических фигур "от руки" 01.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 92. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки. Изображение с использованием линейки геометрических фигур: многоугольника, треугольника 02.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 1 13.02.2023 Практическая работа; 14.02.2023 Практическая работа; 1 15.02.2023 Письменный контроль; 93. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки. Изображение с использованием линейки геометрических фигур: прямоугольник, квадрата 1 06.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 94. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки. Изображение с использованием линейки геометрических фигур: прямой, отрезка 1 1 07.03.2023 Практическая работа; 95. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки. Изображение с использованием линейки геометрических фигур: многоугольника, треугольника, прямоугольника, квадрата, прямой, отрезка 1 1 09.03.2023 Практическая работа; 96. Построение отрезка, 1 квадрата, треугольника с помощью линейки. Измерение длины отрезка в сантиметрах. Построение прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге 13.03.2023 Устный опрос; 97. Построение отрезка, измерение длины отрезка в сантиметрах 1 14.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 98. Построение отрезка, измерение длины отрезка в сантиметрах 1 15.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 99. Построение отрезка. Сравнение отрезков. Контрольная работа за 3 четверть 1 1 16.03.2023 Контрольная работа; 100. Построение отрезка. Сложение и вычитание длин отрезков 1 20.03.2023 Устный опрос; 101. Длины сторон прямоугольника, квадрата, треугольника 1 21.03.2023 Устный опрос; 102. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки. Решение геометрических задач на построение 1 22.03.2023 Устный опрос; 103. Сбор данных об объекте по образцу 1 23.03.2023 Устный опрос; 104. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер) 1 03.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 105. Характеристики объекта, группы объектов. Сравнение двух и более предметов 1 04.04.2023 Устный опрос; 106. Выбор предметов по образцу (по заданным признакам) 1 05.04.2023 Устный опрос; 107. Группировка объектов по заданному признаку 1 1 06.04.2023 Практическая работа; 108. Группировка объектов по 1 самостоятельно установленному признаку 10.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 109. Закономерность в ряду заданных объектов: ее обнаружение, продолжение ряда 1 11.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 110. Верные (истинные) и 1 неверные (ложные) предложения, составление относительного заданного набора математических объектов 12.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 111. Чтение таблицы (содержащей не более четырех данных) 1 13.04.2023 Устный опрос; 112. Извлечение данного из строки, столбца 1 17.04.2023 Устный опрос; 113. Внесение одного- двух данных в таблицу 1 18.04.2023 Письменный контроль; 114. Чтение рисунка, схемы с 1-2 числовыми данными (значение данных величин) 1 19.04.2023 Устный опрос; 115. Выполнение 1-3 шаговых инструкций, связанных с вычислениями 1 20.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 116. Выполнение 1-3 шаговых инструкций, связанных с измерением длины 1 24.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 117. Выполнение 1-3 шаговых инструкций, связанных с построением геометрических фигур. 1 25.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 118. Числа от 1 до 10. Повторение 1 26.04.2023 Устный опрос; 119. Числа от 11 до 20. Повторение 1 27.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 120. Величины. Единицы длины : сантиметр. Повторение 1 02.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 121. Единицы длины: дециметр. Повторение 1 03.05.2023 Устный опрос; 122. Числа от 1 до 10 сложение. Повторение 1 04.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 123. Числа от 1 до 10 вычитание. Повторение 1 08.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 124. Числа от 11 до 20 сложение с переходом через десяток. Повторение 1 10.05.2023 Письменный контроль; 125. Числа от 11 до 20 вычитание с переходом через десяток. Повторение 1 11.05.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 126. Задачи на нахождение суммы, остатка. Повторение 1 15.05.2023 Письменный контроль; 127. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Повторение. Итоговая контрольная работа 1 128. Задачи на разностное сравнение. Повторение 1 17.05.2023 Письменный контроль; 129. Пространственные отношения и геометрические фигуры. Повторение 1 18.05.2023 Устный опрос; 130. Геометрические фигуры. Повторение 1 22.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 16.05.2023 Контрольная работа; 131. Математическая информация. Сравнение, группировка, закономерности, высказывания. Повторение 1 23.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 132. Математическая информация. Таблицы. Повторение 1 24.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 9 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ