Программа по выявлению одаренных учащихся

учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в
понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают
основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые
способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в
успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике
или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по
другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность
устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители
и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам,
отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и
развития специального дарования.
Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида
одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что
творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые
не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин
настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества,
бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность

существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек
зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи,
изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко
обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают
отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

•
•
•
•
•

Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
Большая независимость в суждениях;
Тонкое чувство юмора;
Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
Яркий темперамент.

Социальная одаренность
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие
структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное
поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких
областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими,
что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом,
понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с
легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности
позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно
рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество
определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:

• Интеллект выше среднего;
• Умение принимать решение;
• Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с
временными ограничениями;
• Ощущение цели, направления движения;
• Гибкость; приспосабливаемость;
• Чувство ответственности;
• Уверенность в себе и знание себя;
• Настойчивость;
• Энтузиазм;
• Умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические
барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия
окружения ребенка.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной

школы речь идёт о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы
возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с
повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

II. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
•
•
•
•
•

•

. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук
и конкретными академическими способностями.
. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:
•
•
•
•
•
•
•
•

факультативы;
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.

III. Этапы реализации программы
1 этап: диагностико - прогностический (мониторинг одаренности).
Создание:
банка данных по одаренным детям; банка творческих работ
учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с
одаренными.
Организация:
диагностических мероприятий повыявлению одаренности;
системы дополнительного образования;
внеклассной работы по предмету;
обучение педагога работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации,
семинары, педсоветы, самообразование.

-

2
-

этап: основной
выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
использование метода проектов;
учет индивидуальных достижений обучающихся;

- переход на систему портфолио;
- проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального
развития.
3 этап: констатирующий
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

IV. Цель
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

V. Задачи
•
•
•
•
•
•
•

изучение природы детской одаренности;
выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных,
создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
создание базы данных в рамках Программы;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
организация совместной работы ОУ, ДДЮТ и прочих учреждений по поддержке
одаренности;
развитие сети кружков и секций, удовлетворяющей потребности, интересы детей;
подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

VI. Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления.
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и
развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более
высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к
учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную
потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих

равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области
науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном
возрасте).
VII. Стратегия работы с одаренными детьми
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных
областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области

художественного развития.
В начальной школе внеурочная деятельность организована по
следующим направлениям:

-

Духовно-нравственное;
Научно-познавательное;
Общеинтеллектуальное;
Художественно-эстетическое;
Социальное;
Здоровьесберегающее.

В основной школе внеурочная деятельность представлена в виде проектной
деятельности по образовательным областям:
- математика и информатика;
- общественно-научные предметы;
- искусство;
- технология;
- иностранные языки..
Здоровьесберегающее направление: спортивные секции.
В начальной школе:
1. определение и развитие творческого потенциала школьников;
2. развитие интереса к исследовательской деятельности;
3. формирование основ теоретического мышления;
4. формирование устойчивого интереса и мотивации к будущей учебной
деятельности.
В основной школе:
1. развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
2. формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
3. овладение элементами исследовательской деятельности;
4. формирование основ теоретического мышления;
В старшей школе:
1. развитие интеллектуальной и творческой активности воспитанников;
2. формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной и творческой
деятельности;
3. овладение методами исследовательской деятельности;
4. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности.
Для работы с родителями, для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо
использовать разнообразные формы общения:

•

информационно-практические беседы;

•

информационные лектории с элементами практикума;

•

родительско-ученические мероприятия.

С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить
анкетирование, индивидуальные консультации.
VIII. Возможные риски

•

неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может

привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им
деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не
оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться
заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

•

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти
между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это
приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу
обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не
войдут в число одаренных.
IX. Предполагаемые результаты

•

увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные
или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
конференций различного уровня;
• повышение социального престижа школы.
Ориентировочные показатели,инструментарий мониторингового исследования
Группы
показателей

Показатели

Инструментарий

Уровень одарённости учащихся
(спортивная,
Психологические тесты, которые выявляют:
интеллектуальная, творческая) - уровень знаний, умений сравнивать,
анализировать, синтезировать и обобщать;
степень тесты
оригинальности
мышления;
Уровень учебных достижений -Учебные
по предметам
(в том числе
способность
к
восприятию
новых
по данному предмету
тесты, которые применяются для идей;
уровень
интеллектуальных
способностей
тематического
и итогового
оценивания)
Частота выступления одного
Формы статистической
отчётности
ученика на Всероссийской
(регистрационные листы, протоколы,
предметной
олимпиаде
отчёты,
Мотивация учащихся к
Анкеты сводные таблицы)
Условия
организации
работы с
одарёнными
детьми
Процессы
Результаты

выступлению на конкретной
олимпиаде
Уровень обеспечения условий
для организации работы с
одарёнными детьми
Уровень
творческой работы
администрацией
учителя
образовательного учреждения
Оценка работы с одарёнными
учащимся в образовательном
учреждении
Результаты выступления на

Вопросники для учителей, учеников и их
родителей
Психологические тесты, оценки работы
учителя
Оценки работы с одарёнными учащимися в
общеобразовательном учреждении

Формы статистической отчётности
всероссийской предметной
(протоколы, сводные таблицы и т. п.)
олимпиаде по
базовым
Результаты
выступления
Формы статистической отчётности
дисциплинам
учащихся
на конференциях,
(протоколы, сводные таблицы и т. п.)
конкурсах,
соревнованиях
Психологические тесты, анкеты
Уровень
заинтересованности
учащихся учебными предметами
Уровень мотивации учащихся к Психологические тесты, анкеты
выступлению на
интеллектуальных
соревнованиях

Ориентировочная модель оценки работы с одарёнными учащимися в
общеобразовательном учреждении
№

Направления работы

1

Организация и
планирование работы

2

3

Составляющая деятельности

1. Создание организационных условий для
работы с одарёнными детьми (приказы,
распоряжения
и т.сп.)
2.
Анализ работы
одарёнными учащимися
за прошедший учебный год
3.
Наличие
программы
работы
с
одарёнными
учащимися
(включение
вопросов
работы
с
одарёнными
4. Создание банка данных учащимися
одарённых
в годовой план работы)
учащихся
5. Учебно-методическое и материальнотехническое обеспечение работы
6. Организация обмена эффективным
опытом работы
Проведение работы с
1. Организация учителями
одарёнными учащимися дифференцированного обучения на уроках
2. Внеурочная работа (работа кружков,
целенаправленные учебные экскурсии и т.
п.)
3. Индивидуальная работа с учащимися
Результативность работы 1. Результаты выступления на
с одарёнными учащимися всероссийской предметной олимпиаде
2. Результаты выступления учащихся на
конференциях, конкурсах, соревнованиях
3. Уровень заинтересованности учащихся
учебными предметами
4. Уровень мотивации учащихся к
выступлению на
интеллектуальных соревнованиях
5. Уровень учебных достижений учащихся

Степень
проявления

Карта одарённого учащегося
 Фамилия, имя, отчество учащегося: ХХХ
 Состав семьи, ее структура: полная, единственный ребёнок в семье.
 Жилищно-бытовые условия: 2-х комнатная квартира с удобствами.
 Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
 Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
 Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.
 Воспитательный потенциал семьи:высокий, уделяют большое вниманиеобучению, развитию
ребёнка как в школе, так и дома.
 Характер ребенка: лидер.
 Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: веселый, готов помочь другу
отрицательные: высокая самооценка
 Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом
 Учебная деятельность:
o успеваемость: имеет положительные отметки по всем предмет
o мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей
мечты
o посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к
обучению хорошие
o познавательный интерес: высокий
 Трудовая деятельность:
o наличие трудовых навыков
o предпочитаемые виды труда: умственный
o участие в трудовых делах: самое активное
 Получение дополнительного образования: музыкальнаяшкола.
Анкета выявления одаренности
Анкета № 1
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И.
Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на
вопросы отвечать «да», «нет»):
В сфере изобразительно-художественной одаренности:
в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках
много разных предметов, людей и ситуаций;
становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит
хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т.д.;
любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек,
коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

1.
-

(украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке,
скульптуре.
2.
В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3.
В сфере литературной одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какоголибо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное,
наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий,
о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о
чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
4.
В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
- любит игры-драматизации.
5.
В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
приборов, машин, механизмов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»
(модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
6.
В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и взрослыми;
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7.
В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
8.
В сфере интеллектуальной одаренности (по А.даХаану и Г. Кафу):
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы
поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто
жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не
касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам,
даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое
и неожиданное в жизни.

Анкета "Как распознать одаренность"
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень
выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником,
родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое
совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей
высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график
выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок
наиболее одарен.
Спортивный талант
Если...
он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или
выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и
клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается
легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть
свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
Если.
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит
конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит
загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для
создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной
технической литературой.
Литературное дарование,
Если,
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придаетсобытию что-то новое
и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной
жизни.
Музыкальный талант,
Если...

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать
музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко
их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и
энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности
Если ребенок.
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных,
ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значениеукрашение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе,
Если ребенок.
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных
понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных
событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны
или осмеяны.
Артистический талант,
Если ребенок...
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором
рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект,
Если ребенок.
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков
людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте
коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б - балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У - общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)23-28-95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».