Отчет о самообследовании СОШ-20 за 2021 год

Отчет о результатах самообследования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 20 г. Улан - Удэ»
за 2021 год
Самообследование МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г Улан - Удэ»
проведено в соответствии с Порядком о проведении самообследования образовательной
организации, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении
Порядка проведения самообследования образовательной организации», с изменениями,
утвержденными Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2017 № 12 18.
Целями проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости
информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах
самообследования.
В процессе самообследования проведена оценка образовательной деятельности, оценка
организации учебного процесса, оценка системы управления организацией, оценка содержания
и качества подготовки обучающихся, качества кадрового обеспечения, оценка качества учебнометодического и библиотечно- информационного обеспечения, качества материально технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а
также показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, которые
утверждены Приказом Министерства образования и науки от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный №
31135 для общеобразовательных организаций).
Результаты самообследования ОУ оформлены в виде настоящего отчета, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности общеобразовательной
организации.
Структура отчета по самообследованию:
Общие сведения об организации
I.
Оценка образовательной деятельности
II.
Оценка системы управления организацией
III.
Оценка содержания и качества подготовки учащихся
IV.
Оценка организации учебного процесса
V.
Востребованность выпускников
VI.
Кадровая укомплектованность
VII. Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение
VIII. Материально - техническая база
IX.
Внутренняя система оценки качества образования
X.
Выводы по результатам самообследования
Отчет о результатах самообследования подлежит размещению на официальном сайте
МАОУ «СОШ № 20 г. Улан - Удэ» в сети «Интернет».
МАОУ «СОШ № 20 г. Улан - Удэ» является образовательным учреждением,
ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их
индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных,
психологических и др.), образовательных потребностей и возможностей, склонностей с
целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей
культурой, здоровой, социально - адаптированной.

Принципами образовательной политики являются следующие:
- демократизация (сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом,
педагогов и родителей);
- гуманизация (личностно - ориентированная педагогика, направленная на
удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, на выявление и
развитие способностей каждого ученика и одновременно обеспечивающая базовый стандарт
образования);
- дифференциация (учет учебных, интеллектуальных и психологических особенностей
учеников, их профессиональных склонностей);
- индивидуализация (создание индивидуальной образовательной программы для
каждого школьника в перспективе);
- оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и
дополнительного образования.
Деятельность МАОУ «СОШ № 20» направлена на обеспечение соблюдения
Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» и Закона
Республики Бурятия «Об образовании», закона РБ «Об обеспечении государственнообщественного управления Республике Бурятия», СанПин 2.4.2821-10, на реализацию
приоритетного национального проекта «Образование», приказа МО РФ от 06 октября 2009 г.
«О внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования», приказа МО РФ от 17 декабря 2010 г. «О внедрении Федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования» и строится на
принципах гуманизма и общедоступности образования. Педагогический коллектив школы
активно внедряет ФГОС начального общего и основного общего образования, работает над
совершенствованием форм предпрофильной и профильной подготовки обучающихся,
учителя используют эффективные технологии обучения, способствующие сохранению и
укреплению здоровья воспитанников.
Общие сведения об образовательной организации
Наименование образовательной
организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учрежде
ние «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Улан Удэ»
(МАОУ «СОШ № 20 г. Улан - Удэ»)

Руководитель

Гатапова Марина Владимировна

Адрес организации

670031, г. Улан - Удэ, ул. Геологическая, 9

Телефон, факс

(8302) 28-28-95

Адрес электронной почты

Zuusch20@yandex.ru

Учредитель

Комитет образования г. Улан - Удэ

Датасоздания

1937 год

Лицензия

серия 03Л01 №0000736, выдана 25.02.2015 года,
регистрационный № 2223

Свидетельство о
государственной аккредитации

серия 03А01 № 0000919, выдано 12 мая 2015 года,
регистрационный № 1461. Срок действия свидетельства
до 12 мая 2027 года.
1.1.

Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №20 г. Улан-Удэ» - одна из старейших школ города, которой в
2022 году исполнится 85 лет.
Здание школы - памятник истории и культуры, что утверждено постановлением
правительства Республики Бурятия № 134 от 25.05.83 г. и охранным обязательством на объект
культурного наследия (регистрационный номер 69/2012 от 19.10.2012 г.)
За 84 лет из стен школы вышли более 6500 выпускников, некоторые из них сами преподают
в ней. На сегодня в школе работает 6 выпускников. За последние 10 лет школа выпустила 19
золотых медалистов, 33 - серебряных. В 2021 году 3 выпускника получили золотые медали «За
особые успехи в учении»: Хунтеева Ирина, Малыгина Лидия,,Кобрин Оксана. Школа гордится
своими выпускниками, они работают в разных отраслях промышленности, в различных сферах
бизнеса, являются депутатами Горсовета, Хурала, Госдумы, служат в рядах Вооруженных сил, в
силовых структурах, учатся в различных учебных заведениях.
Микрорайон школы включает дома, расположенные по улицам Геологическая, Бабушкина,
Терешковой, Трубачеева, БКМ, Таллинская, Загородная, Загородный переулок, Бийский
переулок, ул. Широких-Полянского, Городская, Заудинская, Карьерная, Карьерный переулок,
Красногвардейская, Подкаменская, Подкаменский переулок.
Большая роль отводится внешним связям учебного заведения. С организациями и
учреждениями, расположенными в микрорайоне школы (ГДДЮТ, ВСГИК, МТ «Феникс», РДТ
им. Бестужева, библиотека им. Гайдара, массовая библиотека, городской центр туризма)
осуществляется тесный контакт по решению воспитательных и образовательных задач.
Начальная школа тесно сотрудничает с д/с «Теремок» и «Снежинка», работая по единой
программе, обеспечивающей преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием.

Аналитическая часть
I. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего,
основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
другими нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность образовательных
организаций, основными образовательными программами. локальными нормативными актами
Школы.
Учебный план 1- 4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной
образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5-9-х
классов - на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10-11-х классов - на 2-летний

нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования
(реализация ФГОС СОО).
В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением
коронавирусной инфекции часть образовательных программ в 2020/2021 и 2021/202 учебных
годах пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные
информационные ресурсы, в частности, платформа «Онлайн-образование» (Моя школа в
online), Российская электронная школа, платформа Zoom.
Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных
программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности
образовательной деятельности в начальной и основной школе. Причину данной ситуации видим
в следующем:
 недостаточное обеспечение обучающихся техническими средствами обучения компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным интернетом;
 недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся при
организации домашней обстановки, способствующей успешному освоению
образовательных программ;
 не успешность работников Школы в установлении полноценного взаимодействия с
родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в дистанционные
занятия и значимости их для обучающихся.
Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2022 год необходимо
предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить мероприятия
в план ВСОКО.

Воспитательная работа
В 2021 году воспитательная работа осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы
на 2020-2021г и 2021-2022 учебный год. Основной целью воспитательной работы школы
являлось: личностное развитие школьников, совершенствование воспитательной деятельности.
На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы в предшествующем учебном
году, были сформулированы задачи на 2021 учебный год:
1) Вовлечение каждого обучающегося школы в воспитательный процесс.
2) Развитие у обучающихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества.
3) Развитие физически здоровой личности.
4) Создание ситуации «успеха» для каждого обучающегося.
Реализация этих целей и задач предполагалось:



Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности,
для охраны здоровья и жизни детей.
Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в
различных сферах социально значимой деятельности.






Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней
образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности.
Дальнейшее развитие движения «Юнармия», «РДШ», «ШСК», казачество
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в
школе.
Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы:
дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.

В своей учебно-воспитательной деятельности педагоги школы опирались на нормативно
правовые документы:

- Конституция Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- «Об образовании в Российской Федерации»
- Министерство просвещения РФ письмо от 4 августа 2020 года № ДГ-1249/ 06 «О внедрении
примерной программы воспитания»
-Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020г № 712 «О внесении Изменений
в некоторые государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
- Устав МАОУ СОШ №20.
Вся воспитательная работа школы была направлена на решение поставленных задач.
Подводя итоги воспитательной работы за 2021 год, следует отметить, что педагогический
коллектив школы стремился реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними
задачи.
Воспитательная работа в школе в начале учебного года 2021 с сентября осуществляется в
рамках модулей рабочей программы воспитания:
Инвариантных: «Классное руководство», «Работа с родителями», «Курсы внеурочной
деятельности», «Школьный урок». «Самоуправление»
Вариативных «Ключевые общешкольные дела»
Виды и формы воспитательной деятельности рабочей программы модулей воспитания
конкретизированы в календарном плане по воспитательной работе МАОУ СОШ № 20

Постановлением Главного санитарного врача от30.06.2020г за №16 «Об утверждении
санитарно -эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы общеобразовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» массовые мероприятия в
общеобразовательных учреждениях запрещены до 01.01.2022 года.
В сложившейся ситуации школьные и классные мероприятия в сентябре и в октябре
проводились классными руководителями в классах.
Результаты анализа воспитательной работы школы
На начало2021-2022 учебного года было сформировано 35 общеобразовательных класса.
Классными руководителями 1-11 классов разработали планы воспитательной работы с
классами в соответствие с рабочей программой воспитания и календарными планами по
воспитательной работы уровней образования.
Классными руководителями в первом полугодии использовались различные формы работы с
обучающимися и их родителями в рамках модуля «Классное руководство»:
- Тематические классные часы
- участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков, конкурс чтецов(дистанционно);
- коллективные творческие дела;
- участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах (дистанционно);
- индивидуальные беседы с учащимися;
- работа с портфолио;
- индивидуальные беседы с родителями;
- родительские собрания (дистанционно)
1.Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах.

В течение 2021 года решался вопрос «Нравственно – патриотическое воспитание школьников
через различные виды деятельности».
Для этого был проведен анализ современных условий жизнедеятельности обучающихся,
который позволил выделить следующие проблемы в воспитании:
1) Информационное социальное пространство, не имеющее четких внешних и внутренних
границ.

2) Существование и усиление конфликта между характером присвоения ребенком знаний и
ценностей в школе и вне школы.
3) Недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся к проблемам их
обучения и воспитания, нежелание определенной части родителей сотрудничать с
педагогическим коллективом школы, поддерживать действия педагогов в отношении их детей.
4) Для того, чтобы личность учащегося развивалась, должно быть одно важное условие –
мотивация.
Именно поэтому воспитание теперь рассматривается как целенаправленная деятельность,
осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития
духовных ценностей обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей,
оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и
профессиональном становлении. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность
школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием
общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются задачи
в области формирования: личностной; социальной; семейной культуры.
Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в
нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
2. Нравственное и духовное воспитание
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
4. Интеллектуальное воспитание
5. Здоровьесберегающее воспитание
6. Социокультурное воспитание
7. Эстетическое воспитание
8. Правовое воспитание и культура безопасности
9. Воспитание семейных ценностей
10. Формирование коммуникативной культуры
11. Экологическое воспитание
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по
следующим направлениям:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека (ценности: любовь к России, своему народу, гражданское общество… и т.д.);
- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство,
демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок… и т.д.);
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный
выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие… и т.д.);
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
(ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая
грамотность… и т.д.);
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к
познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования… и
т.д.);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека,
самовыражение личности в творчестве и искусстве… и т.д.).
Проанализировав работу своих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая
работа по духовно-нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и во вне учебное время.
Еженедельно проводятся классные часы патриотической и духовно-нравственной
направленности, дети участвуют в мероприятиях и Всероссийских акциях. В школе
обучающиеся принимают активное участие в ключевых творческих делах - это те мероприятия,
которые отражают традиции школы:








День Знаний
День Учителя
Уроки Здоровья
Новогодние праздники
«Блокадный Ленинград»
Спортивные соревнования
Выходы в театры и др

Мероприятия в честь Дня Победы, которые в этом году проходили в дистанционном формате
1. Акции:
1) Поздравление ветерана
2) Георгиевская ленточка
3) Сад памяти

4) Окна Победы
5) Бессмертный полк
6) Свеча памяти
7) 12 июня «День России» – украшение окон

Традиционные праздники проходили интересно с охватом практически всех обучающихся, но
степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Особенно активными были
обучающиеся начальной школы и среднего звена.
В нравственном воспитании обучающихся весьма актуальным является формирование
гуманных отношений между детьми.

С целью внутришкольного контроля проанализированы планы воспитательной работы,
проанализирована структура и содержание планов воспитательной работы классных
руководителей 1 – 11 -х классов.
Одна из главных задач в воспитательных планах
- патриотизм и здоровый образ жизни.
Включены профилактические, информационные, спортивные и экологические мероприятия.
Содержательной работа ведется по гражданско-патриотическому воспитанию школьников,
формированию чувства патриотизма, активного гражданина
Во всех классах организовано самоуправление. Отражена деятельность самоуправленческих
объединений в классе. В октябре и мае в школе проводится мониторинг уровня воспитанности
обучающихся по всем классам. Анализ результатов диагностики воспитанности
свидетельствует о сформированности у школьников позитивного отношения к полезному
труду, здоровому образу жизни, к социально значимым ценностям, всё это помогает классным
руководителям вносить коррективы в постановку воспитательных задач. Уровень
воспитанности школьников (по технологии Шиловой М.И.) МАОУ СОШ №20 – 3,1 б
2.Методическое объединение классных руководителей работало над темой: "Повышение
социальной значимости воспитания, как фактора, способствующего самореализации личности.
Программа воспитания"
Цель: Создание условий для практической реализации творческого потенциала классных
руководителей при создании собственной воспитательной системы, повышение знаний по
теории и практике воспитательного процесса в школе, овладение теорией методики
коллективного творческого воспитания, оказание помощи при подготовке, проведении и анализе
классных мероприятий, коллективных творческих дел.

Задачи:
1 Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе;
2 Повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей;
Оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы с учащимися.
3 Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации
учащихся Координирование планирования, организации и педагогического анализа
воспитательных мероприятий классных коллективов.

№
Первое заседание

Второе заседание.

Третье заседание

Четвертое
заседание

Пятое заседание

Тема
Организация работы методического
объединения классных руководителей

Вопросы
1. Анализ воспитательной
работы за 2019-2020 учебный
год.
2. Организация
воспитательной работы в 2020
– 2021 учебном году.
3. Обмен опытом работы в
данном направлении
Программа воспитания
1.Выступление
заместителя
директора по ВР
2.Основные направления в
воспитательной работе
Программа воспитания
1.Выступление
заместителя
директора по ВР
2.Инвариантные
модули,
вариативные модули
3. Выступление педагоговпсихологов.
4.Разное
Итоги учебного года.
1.Отчет классных
Самообразование классных
руководителей по темам
руководителей - одно из условий
самообразования.
успеха в организации воспитательной
2. Анализ деятельности
работы
классных руководителей за
2020-2021 учебный год.
3. Перспективное
планирование воспитательной
работы на 2021 – 2022
учебный год
Организация работы методического 1. Анализ воспитательной
объединения классных руководителей работы за 2020-2021 учебный
год.

2. Организация
воспитательной работы в 2021
– 2022 учебном году.

Шестое заседание

Реализация Программы воспитания

1. Выступление заместителя
директора по ВР
2. вступление педагога
психолога
3. Разное

Анализируя деятельность ШМО (руководитель Русанова М.А.- зам. директора по ВР) классных
руководителей в 2020 году, хотелось бы отметить следующее:
1. План работы ШМО классных руководителей на 2020 год выполнен полностью.
2. Используются разнообразные формы работы, направленные на решение поставленных задач.
3. Задачи, поставленные в начале учебного года, решались полностью.
4. Классные руководители принимают активное участие в работе ШМО.
Задачи на 2020-2021 учебный год:
• Приобщение классных руководителей к инновационной деятельности в области воспитания
• Стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы
классных руководителей
• Обеспечение развития педагогического сотрудничества, через создание проблемных и
творческих групп
• Оказание влияния на результативность методической работы и самообразование классных
руководителей
• Создание условий для внедрения методических рекомендаций в педагогическую практику
«Формирование профессиональной компетентности классных руководителей в работе с
учащимися, родителями, классным коллективом»

3.Духовно – нравственное воспитание обучающихся
Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу обучающихся
интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества
личности. Главный результат данной задачи заключалось в развитии нравственной
ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному
совершенствованию.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным
планом по воспитательной работе, планами классных руководителей, опираясь на ведущие
направления, были проведены мероприятия, выбраны разнообразные формы и приемы работы.
В целях повышения патриотического воспитания обучающихся в течение 2021 года в рамках
внеурочной деятельности проводились «Уроки мужества» согласно алгоритму об их
проведении, темам и календарю памятных дат, рекомендованных для проведения «Уроков
мужества».
Наиболее значимые и яркие - это
- «День Героев Отечества»
- «День неизвестного солдата»
– «День снятия блокады города Ленинграда» и др
Приняли активное участие во Всероссийской акции «Блокадный хлеб»
В целях военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования
гражданской активности, преданности традициям, уважения к героическому прошлому
Отечества, в МАОУ СОШ №20 согласно разработанному плану, с 23 января по 23 февраля 2021
г. в школе был проведен месячник патриотического воспитания : классные часы, конкурсы,
Уроки Мужества «Жестокая правда войны», «Никто не забыт, ничто не забыто», в школьной
библиотеке была организована выставка художественной и документальной литературы по
военно – патриотической тематике, организованы экскурсии « Виртуальный музей» .
Сотрудничество и обмен информацией о патриотической работе в школе с Советом Ветеранов
Афганистана, «Боевое братство», представителями «Союза солдатских родителей РБ»
продолжается по настоящее время. В школьной музейной комнате «Триумф» собирается
информация об истории МАОУ СОШ № 20.
При возложении цветов, к памятнику войнам, погибших от ран в годы войны почтили память
минутой молчания. По графику была организована Вахта Памяти на территории школы. По
плану каждого классного руководителя проведены классные часы «Мужчины моего рода».
Ребята приносили фотографии своих пап, братьев, дедов, служивших в армии, и рассказывали о
них.
В каждом классе начальной школы ребята изготовили поздравительные открытки для своих пап.
Ученики проявили живой интерес и уважение к истории и культуре Отечества, родного края.
Прошедший месячник способствовал формированию патриотизма и активной гражданской
позиции учащихся, сплочению классных коллективов, помог выявить лидерские качества ребят,
месячник по военно-патриотическому воспитанию затронул каждого ученика нашей школы,
напомнил детям о смысле слов «Родина», «Отечество», «Защитник». Ведь задача школы – не
только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение о том, что они, являясь
гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество и демократические завоевания,
любить родину, стать подлинными её патриотами. В связи с неблагоприятной
эпидемиологической обстановкой по причине коронавирусной инфекции учащиеся МАОУ
СОШ №20 приняли участие в дистанционных конкурсах.

В 2021 году наша школа участвовала в онлайн - режиме «Бессмертный полк», «Свеча памяти»очно, поздравления ко Дню Победы. Большое значимое событие в школе прошло, это открытие
кадетского класса казачьей направленности ( 5г класс). Ребята активно принимали участие в
мероприятиях: Забайкальские шермиции, казачьи конкурсы и др. Основными формами и
методами воспитательной работы являлись тематические классные часы, конкурсы, викторины.
При подготовке и проведении классных и общешкольных воспитательных мероприятий широко
использовали информационно — коммуникативные технологии, ресурсы сети Интернет. Анализ
и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных
коллективов направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и
перспектив. Обучающиеся школы принимают активное участие в жизнедеятельности
ученического коллектива, в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района.

4.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся осуществлялось по трем направлениям:
• профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса, горячее
питание, физкультурно-оздоровительная работа;
• образовательный процесс – использование
технологий, рациональное расписание;

здоровьесберегающих

образовательных

• информационно-консультативная работа – лекции, классные часы, родительские собрания,
внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и
профилактику вредных привычек, спортивные соревнования, работа спортивных секций,
внутришкольные соревнования, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил.
Физическое воспитание организованно в рамках уроков физической культуры и во внеурочное
время в рамках кружковой и внеклассной работы. Организация физического воспитания в школе
направлена на укрепление здоровья, содействие физическому развитию школьников, пропаганде
здорового образа жизни.

Кружки и секции
Волейбол
Таэквон-До
Шахматы
ШСК « СССР»
Предметные кружки

Преподаватель
учитель физ.воспитания – Краснояров И.Н
Тренер – Чернояров Е.Н
учитель биологии- Эрдынеева Д.В
Учитель физ. воспитания – Федотова Н.В
Учителя предметники

Количество
15
17
15
19

В рамках реализации программы «ЗОЖ» проведены следующие мероприятия: «Минутки
здоровья», беседы «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «Правильное питание»,
«Скажем наркотикам- нет» беседы о здоровом образе жизни. Половое воспитание ( с
привлечением специалистов) и др. Для организации спортивно-массовой оздоровительной
работы в полной мере используются возможности школьного спортивного зала, спортивной
площадки.

В течение 2021 года, классными руководителями проводились беседы с обучающимися,
классные часы, уроки здоровья, мероприятия, направленные на формирование здорового
образа жизни, согласно планам ВР класса, плана школы и рекомендаций ОО. Организовано
участие обучающихся 7- 9 классов в анонимном социально-психологическом тестировании.
С ребятами велась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о
безопасном пути в школу и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на
прогулках, безопасность на ж/д путях, безопасность на льду, безопасность на заброшенных
объектах. Ребята познакомились с планом эвакуации при пожаре и ЧС, была проведена
учебная эвакуация.
5) Ученическое самоуправление
В 2021 году деятельность Школьного Ученического Самоуправления (ШУС) осуществлялась в
соответствии с разработанным планом воспитательной работы, направлена на решение задач
духовно- нравственного, патриотического воспитания, развития у учащихся интереса к истории
своей школы (сохранения, развития, пропаганды традиций школы). Проведены Выборы Лидера
ШУС. Лидером (Президентом) школы на начало 2021 года был ученик 9 класса – Брылев Роман.
В октябре прошли выборы Лидера ШУС и им стала ученица 10 класса-Лыгденова Чимита.
Большая работа проведена по подготовке и проведению праздника 76-летия Дня Победы. В 2021
году мероприятия проходили в онлайн-режиме: были организованы патриотические акции
«Георгиевская ленточка», «Песни Победы», «Окно Победы», «Письмо ветерану», участвовали в
мероприятии виртуального формата «Бессмертный полк» и др. С сентября 2021года Парламент
школы работал в очном режиме. Было проведено большое мероприятие «День самоуправления»,
«День Здоровья», «Новогодние окна». Взаимодействие взрослых и детей, их совместная и
свободная деятельность являются мощным социальным средством в воспитании молодого
поколения. Самое важное в жизни – это стремление изменить жизнь к лучшему. И детская
общественная организация - ШУС предоставляет ребятам эту возможность.
6) Профориентационная работа.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается
работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с шестого по
одиннадцатый класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста
и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных
планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной
работы с обучающимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, службы занятости, общественных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью.
Работа с родителями (законными представителями):

Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают
активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с
тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу
как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских
собраниях и классных часах в 9, 11 классах, во время индивидуальных консультаций - классный
руководитель поднимает вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования
детей с учетом требований современного рынка труда.
Работа с обучающимися:
Профориентационная работа в школе осуществляется с 7 класса по 11 класс. Она ведется по
следующим направлениям:
1. Диагностика. Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной
ориентации в 8, 9,10,11 классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и
профессиональной направленности.
2. Встречи с людьми разных профессий. (7-9 классы) в течение года
3. Встречи обучающихся 9-11 с преподавателями и студентами ближайших профессиональных
учебных заведений (в течение года)
№
п/п
1
2

3
4

Название мероприятий

Класс

Ответственные

Диагностика психологов школы
Классные часы: «На пути к выбору
профессии»
по
планам
классных
руководителей
Изучение буклетов различных учебных
заведений высшего и среднего образования
Приглашение
из
различных
Вузов
представителей

7- 9классы
7-11 классы

Педагог -психолог
Классные
руководители

8-11 классы

Классные
руководители
Зам. Директора по ВР

8-11 классы

Знание профессиональной сферы путей и средств достижения целей, потребности рынка труда
неотъемлемая часть профориентационной работы.
Помочь обучающемуся лучше узнать себя, позволяет психодиагностика и классные часы.
Классными руководителями в 2021учебного года были проведены следующие мероприятия:
- «Уважение к людям труда» -беседа;
- «Все профессии нужны – все профессии важны» -классные часы;
- «На пути к выбору профессии» - классные часы
- «Мир профессий» видеоролик.

7) Работа с родителями.
Можно выделить следующие направления работы школы с семьей:
1. Образовательная деятельность.
А) Индивидуализация учебного процесса с учётом образовательных потребностей семьи
(организация работы по индивидуальным планам).
Б) Адаптационная поддержка семьи при поступлении ребёнка в школу и при переходе его на
новые ступени обучения.
В) Организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.
В прошлом учебном году родители приняли участие в проведение многих мероприятий.
2.Просветительская деятельность.
А) Просвещение родителей по вопросам педагогической культуры и родительской культуры,
психологического и физического развития детей.
Б) Просвещение родителей об эффективных методах воспитания ребёнка в семье.
В) Профилактика суицида среди детей.
3. Коррекционно-просветительская деятельность.
А) Коррекция и диагностика девиантного поведения ребёнка в семье.
Б) Диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый» - «ребёнок», «ребёнок» «ребёнок».
4. Социальная защита прав.
А) Защита прав ребёнка в семье.
Б) При необходимости привлечение органов социальной защиты, полиции.
8) Внеурочная деятельность.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Большую помощь в воспитательной работе, в развитии творческих, и индивидуальных
способностей обучающихся оказывает внеурочная деятельность. Вся система дополнительного
образования работает по следующим направлениям:
- Общеинтеллектуальное;
- Спортивно- оздоровительное;

- Социальное;
- Общекультурное;
- Духовно-нравственное
В различных формах дополнительного образования (кружки, секции, внеурочная деятельность)
заняты большинство обучающиеся, многие посещают несколько объединений. Наибольшей
популярностью у детей пользуются спортивные, музыкальные, кружки технической
направленности. Работа по внеурочной деятельности продолжалась в дистанционном формате в
связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Часы по программам выданы,
программы реализованы полностью.
В связи с переходами на дистанционное обучение план работы был скорректирован.
Традиционные мероприятия ( «Последний звонок», Церемония вручения аттестатов и др), а
также мероприятия ко Дню Победы, Дню России, Дню памяти и скорби - пришлось проводить в
дистанционном формате. Воспитательную работу с обучающимися осуществляли заместитель
директора по ВР Русанова М.А., классные руководители. Классные руководители проводили
разъяснительную работу с обучающимися и их родителями по соблюдению норм и правил
поведения в сложившейся эпидемиологической ситуации в интересах человека, семьи, общества
и государства в целом.
Анализируя уже сложившуюся в школе систему воспитательной работы, следует отметить такие
её компоненты, как:
- комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах;
- включенность обучающихся в мероприятия муниципального, регионального и федерального
уровней.
В целом, можно сказать, что:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов,
интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало реализацию
личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости
мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли обучающимся проявлять свои творческие
способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
9) Профилактическая работа по снижению количества правонарушений и преступлений в
МАОУ СОШ №20 ведется на уровне администрации школы, классных руководителей,
психологов. В начале года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе
которого составлены списки обучающихся по определённым статусным категориям для
определения материального уровня жизни семей, диагностика контингента. Данные были
получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов

классных коллективов, собеседования с родителями, обучающимися. В результате всей работы
был составлен социальный паспорт школы.
Всего учащихся
966
Родители инвалиды
23
Семьи СОП
4
Опекаемые дети
18
Дети инвалиды
11
Дети девиантного поведения
5
По основным профилактическим направлениям в течение 2020 года была проделана
плодотворная профилактическая работа, совместно с сотрудниками ПДН, с органами опеки ,как
с учащимися, так и с семьями учащихся находящихся под особым контролем, в результате
которой учащихся, семей стоящим на профилактическом внутришкольном учёте на 2021 год

Год
Начало 2020года
Конец 2020года

Количество на ВШУ
7
6

ПДН
4
2

С целью выполнения закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества
и безнадзорности ведётся контроль над посещаемостью занятий обучающимися школы.
С этой целью:
-учителя предметники ставят в известность классного руководителя, администрацию школы о
пропусках уроков обучающимися;
-классные руководители еженедельно сдают отчеты по пропускам заместителю директора по
учебно-воспитательной работе;
Заместителем по СР, психологом, классными руководителями организуются рейды по семьям с
целью выяснения благополучия обстоятельств для успешного обучения, воспитания и отдыха
ребёнка. Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда
задействованы все субъекты образования и воспитания: обучающиеся, педагоги и родители.
В течение 2021 года в школе, велась работа с родителями/законными представителями/,
использовались традиционные, но наиболее действенные формы профилактической работы:
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей, совместно с администрацией
школы, школьным психологом;
- тематические родительские собрания, консультативные часы;
- организован «Час психолога» со специалистами ЦДиК
Цель проводимых мероприятий – повышение педагогической культуры родителей, их
психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых
подходов семьи и школы к воспитанию детей. В течение 2020 года проводилась работа по
оказанию помощи классным руководителям и учителям-предметникам по следующим
вопросам:

1. составления социального паспорта класса;
2. проведения диагностических мероприятий и тестирования;
3. организации работы с детьми, неуспевающими по учебным предметам (консультации,
дополнительные занятия);
Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по
вопросам семейного права, профилактики побегов и бродяжничества, профилактики вредных
привычек, формирования отношений между родителями и детьми, работы с детьми с
девиантным поведением, школьной дезадаптации.
С одной стороны, основными причинами постановки учащихся на учет ВШУ остаются
пропуски уроков без уважительный причин, неаттестация по ряду предметов, нарушение Устава
школы, употребление спиртных напитков, с другой стороны, уменьшились кражи сотовых
телефонов, отсутствуют факты проявления буллинга. За отчетный период психологами школы
проведено СПТ с учащимися состоящими на учетах разного уровня, по результатам диагностики
СПТ указанные учащиеся ,состоящие на разных уровнях учета, в «латентную» и «явные» группы
не попали .По результатам диагностики психоэмоционального состояния в «группе риска»
указанные учащиеся не выявлены, ДП и ПКС не обнаружены.
10) Совета профилактики и защиты прав ребенка.
В целях профилактики детской преступности в МАОУ СОШ№20 создан Совет по профилактике
безнадзорности, правонарушений, преступности и экстремизма среди несовершеннолетних в
составе 7 человек, под председательством директора школы Гатаповой М.В. (приказ №49 от
02.09.2020). Вся работа строится на основании федеральных и республиканских законов и
нормативно-правовых актов.
Утверждены положения «О Совете профилактики» (прприказ№379 от 20.02.2020), «Об
организации ведения внутришкольного учета обучающихся и их семей, находящихся в
социально опасном положении», разработан и утвержден план работы Совета профилактики на
2020/21 учебные год, имеется календарный план работы Совета профилактики. Согласно плану
работы заседание Совета профилактики проходит не реже одного раза в четверть и по мере
необходимости.
Совет профилактики создан с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи
детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные,
педагогические и прочие ситуации. В течение 2021 года организовывались встречи
обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов. В целях контроля за реализацией
Закона №120-ФЗ, классные руководители присутствуют на заседаниях Совета профилактики, в
своих выступлениях они отражают основные направления воспитательной профилактической
работы. Члены Совета профилактики осуществляют контроль за занятостью обучающихся
находящихся под особым контролем в кружках, спортивных секциях. Особое внимание Совет
профилактики уделяет организации досуговой деятельности.
За отчетный период проведено 8 заседаний Совета профилактики, рассмотрено более 20
вопросов ,таких как постановка и снятие с учета разных уровней, утверждение программ ИПР с
учащимися, пропуски занятий по неуважительным причинам, анализ успеваемости учащихся ,
состоящих на учете ВШУ ,работа учителей предметников с неуспевающими учениками,
индивидуальная работа психологов с учащимися «группы риска», занятость учащихся –
учетников в период осенних и зимних каникул, вовлечение их во внеурочную деятельность.

В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы:
проведение индивидуальных бесед, проведение групповых бесед, консультации с
обучающимися, их родителями, профилактические акции, тренинги, проведение обследования
жилищно-бытовых условий обучающихся
В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
проводятся различные мероприятия воспитательного характера. Учащиеся состоящие на разных
уровнях учета участвовали в районом турнире по мини -футболу , квест –игра, посвященная Дню
Конституции, республиканский конкурс социальных плакатов «Дорога добра», и другие.
Профилактика ведётся ежедневно, благодаря слаженной работе команды профессиональных
педагогов всё становится возможно.

Оценка системы управления организацией

II.
2.1.

Структура управления деятельностью МАОУ «СОШ № 20»
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Органы управления, действующие в Школе

Наименование
органа

Функции

Директор

Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное
расписание, отчетные документы организации,
осуществляет общее руководство Школой

Управляющий совет

Рассматривает вопросы:
Развития образовательной организации;
 финансово-хозяйственной деятельности;
 материально-технического обеспечения


Педагогический
совет

Осуществляет текущее руководство образовательной
деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы:







развития образовательных услуг;
регламентации образовательных отношений;
разработки образовательных программ;
выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
аттестации, повышения квалификации педагогических
работников;



Общее собрание
работников

координации деятельности методических объединений

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;
 принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с
правами и обязанностями работников;
 разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
 вносить предложения по корректировке плана
мероприятий организации, совершенствованию ее работы
и развитию материальной базы


№
п/п
1
2
3
4
5
6

Администрация, должность
Директор
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по СР
Заместитель директора по АХЧ

ФИО
Гатапова М. В.
Жаргалова Л.С.
Епифанцева Е. Н.
Русанова М. А.
Халбаева Т. Н.
Назимов С. А.

Квалификационная
категория
Высшая
Высшая
Первая
Высшая
Первая
Высшая

Заместители директора осуществляют оперативное управление образовательным процессом:
выполняют
информационную,
оценочно-аналитическую,
планово-прогностическую,
организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольно-регулировочную функции.
Коллегиальными органами управления МАОУ «СОШ № 20 г. Улан-Удэ» являются:
Наблюдательный совет, общее собрание работников школы, Управляющий совет,
Педагогический совет.
Выполнение решений коллегиальных органов управления школой, анализ выполнения
ранее принятых решений осуществляется в соответствии с планом работы школы.
Для осуществления управления школой с применением вычислительной техники
созданы:
- электронная почта (zuusch20@yandex.ru);
- школьный сайт (https://maou-2m.buryatschool.ru/);
- электронный журнал (система «Контингент»).
Введение ФГОС ООО, реализация основной образовательной программы требует
создания системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности
педагогов на всех этапах реализации программы. Для обеспечения профессиональноличностного роста педагогов в школе используются различные формы методической работы:
- общешкольные: педсовет, конференция, семинары;

- групповые: методические объединения, творческие группы;
- индивидуальные: собеседования, консультирование, самообразование.
Научно-теоретическая подготовка педагогического коллектива осуществляется через
работу школьных семинаров, прохождение курсов повышения квалификации.
Координирует методическую работу методический совет (МС), возглавляемый
заместителем директора по УВР. МС координирует деятельность всех структурных
подразделений методической службы, работы педагогического коллектива школы,
направленной на повышение качества образования, развитие научно-методического
обеспечения образовательного процесса, инноваций. Совет является консультативным органом
по вопросам организации методической работы в школе. Он аккумулирует новые, передовые
идеи, реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в
составлении и утверждении плана методической работы школы. МС не подменяет деятельность
педагогического совета школы, а реализует и воплощает в жизнь его решения. В МС школы
входят наиболее опытные учителя, добившиеся высоких показателей в обучении и воспитании
школьников, руководители предметных методических объединений. Члены Совета дают
консультации молодым и начинающим учителям, ведут ежедневную индивидуальную
методическую работу, оказывают помощь в подготовке уроков, в разработке рабочих программ,
элективных курсов и т. д.
Большая работа в методической работе принадлежит методическим объединениям
учителей-предметников и классных руководителей. Деятельность методических объединений
направлена на повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета,
методики его преподавания. В школе в 2021 учебном году работало 6 методических
объединений учителей и методическое объединение классных руководителей:
- методическое объединение учителей русского языка и литературы - 5 человек;
- МО учителей естественно – математического цикла - 10 человек;
- МО учителей английского и бурятского языков - 10 человек;
- МО учителей истории и обществознания - 3 человека;
- МО учителей технологии, музыки, ИЗО, ФК, ОБЖ - 8 человек;
- МО учителей начальных классов - 10 человек.
В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Совет родителей.
По итогам 2021 года система управления Школой оценивается как эффективная, позволяющая
учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году
изменение системы управления не планируется.
В 2021 году систему управления внесли организационные изменения в связи с дистанционной
работой и обучением. В перечень обязанностей заместителей директора по УВР добавили
организацию контроля за созданием условий и качеством дистанционного обучения.
Определили способы, чтобы оповещать учителей и собирать данные, которые затем
автоматически обрабатывали и хранили на виртуальных дисках и сервере Школы.

III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Статистика показателей за 2018-2021 годы
№
п/п

Параметры статистики

2018-2019
учебный
год

2019-2020
учебный
год

2020-2021
На конец
учебный год 2021 года

1

Количество детей,
обучавшихся на конец
учебного года, в том числе:

983

1023

421

– начальная школа

456

459

– основная школа

470

514

530

529

– средняя школа

57

50

52

51

– начальная школа

–

–

– основная школа

–

1

– средняя школа

–

–

– об основном общем
образовании

–

–

–

–

– среднем общем образовании

–

–

–

–

– в основной школе

1

1

1

–

– средней школе

3

1

3

–

2

3

4

966

386

Количество учеников,
оставленных на повторное
обучение:
–

–

Не получили аттестат:

Окончили школу с аттестатом
особого образца:

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения
основных образовательных программ сохраняется, при этом количество обучающихся Школы
остается стабильным.
Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в 2021 году в Школе было 11 человек.
В 2022 году Школа продолжает успешно реализовывать рабочие программы «Второй
иностранный язык: «немецкий», «Родной язык: русский», «Родная литература: русская»,
которые внесли в основные образовательные программы основного общего и среднего общего
образования в 2019 году.

Количество классов, изучающих второй
иностранный язык (параллели классов по годам)
10
9

9
6

5

5

2020

2021

В 2021 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по русскому языку в
качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам испытания все получили
«зачет» за итоговое собеседование.
Осенью 2020 года для учеников 5-9-х классов были проведены всероссийские проверочные
работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год обучения. Ученики в
целом справились с предложенными работами и продемонстрировали хороший уровень
достижения учебных результатов. Анализ результатов по отдельным заданиям показал
необходимость дополнительной работы. Руководителям школьных методических
объединений было рекомендовано:
По остальным предметам ученики в целом справились с предложенными работами и
продемонстрировали хороший уровень достижения учебных результатов. Анализ результатов
по отдельным заданиям показал необходимость дополнительной работы. Руководителям
школьных методических объединений было рекомендовано:
 спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы;
 организовать повторение по темам, проблемным для класса в целом;
 провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам учебного курса,
которые вызвали наибольшие затруднения;
 организовать на уроках работу с текстовой информацией, что должно сформировать
коммуникативную компетентность школьника: погружаясь в текст, грамотно его
интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать ее в своей
работе;
 совершенствовать навыки работы учеников со справочной литературой.
В декабре 2021 года учащиеся 11 класса написали итоговое сочинение, все получили «зачет».
В 2021 году ЕГЭ по предметам сдавали все выпускники. Математику базового профиля
учащиеся не сдавали, математику – профиль сдавали учащиеся, которые планировали поступать
в ВУЗы по техническим специальностям.
100 % учеников сдавали ЕГЭ, в качестве предметов по выбору были сданы 9 предметов. 100 %
учащихся сдавали русский язык, 59 % учащихся в качестве предмета по выбору сдавали
обществознание, 18% - биологию, 9% - химию, 22% - историю, 4% - литературу, 23% математику профильную, 18% – физику, 14% - информатику и ИКТ, 9%- английский язык.

Результаты сдачи ЕГЭ в 2021 году
Предмет

Сдавали
всего
человек2020
-21уч год

Сколько
обучающи
хся
получили
100 баллов

Сколько
обучающихся
получили 90–98
баллов2019-20

Сколько
Средни Средни
обучающихс й балл й балл
я
2021-22
2020-21
получили
90–98 баллов
2020-21

Русский язык

22

0

4

1

73

58

Математика
(профильная)

5

0

0

0

41

59

Физика

4

0

0

0

48

40

Информатика и
ИКТ

3

0

0

0

61

47

Биология

4

0

0

0

62

35

Литература

1

0

0

0

82

61

Обществознани 13
е

0

0

0

59

56

Английский
язык

2

0

0

0

54

68

История

5

0

0

0

51

47

Итого:

59

0

4

1

59

52,3

Анализ результативности обучения.
Основным показателем результативности образовательной деятельности школы является
качество обучения школьников. Анализируя результаты прошедших трёх лет, можно говорить о
динамике, закономерностях и тенденциях.
При проведении самообследования рассмотрены основные параметры: успеваемость (освоение
обучающимися обязательного минимума образования на каждой ступени), качество
(обучающиеся на "4" и "5" и на"отлично").
Качественный показатель обучения по ступеням образования (по годовым результатам)
Ступень

I ступень
II
ступень
III
ступень

2018
Усп-ть,
Кач%
во, %
100
52,9

2019
Усп-ть,
Кач%
во, %
100
54,4

99,9

34,5

99,7

36

97

43,8

96

44

2020
Усп-ть,
Кач%
во, %
99,7
53,4
100
28,6
100

38,5

2021
Усп-ть, % Кач-во, %
100
99,2

46,7
21,3

100

42

Итого по
школе:

99,97

43,7

99,97

44,8

99,9

40,2

99,6

31,7

Успеваемость учащихся начальной школы в целом выше показателей основной школы,
что объясняется и работой одного учителя, который «ведет» ребят в течение 4 лет, наблюдая и
корректируя развитие ребенка; и осуществлением контроля со стороны родителей, который
неизбежно ослабевает, как только ребенок переходит в основную школу; и возрастными
особенностями учащихся, стремящихся в начальных классах в основном укрепиться в новом для
себя статусе ученика; и в связи с этим ещё достаточно высокой учебной мотивацией,
ослабевающей в подростковом возрасте, уступающей место другим приоритетам.
Стабильные результаты успеваемости обучающихся и относительно положительную
динамику по показателю «Качество» показывают учащиеся старшей ступени образования. Это
можно объяснить созданием комфортной атмосферы для раскрытия способностей каждого
обучающегося, повышение мотивации обучения на пороге выпуска из школы.
Анализ рейтинга успеваемости за год позволяет сделать вывод о том, что большинством классов
по показателю «успеваемость» достигнут показатель 100%. По показателю «качество знаний» в
некоторых классах результат пока остается невысоким. Количество учащихся, закончивших
2020-2021 учебный год с отличными результатами, составляет 49.
IV.Оценка организации учебного процесса
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом,
календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами
школы.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 19-х классов, по шестидневной учебной неделе - 10-11-х классов. Занятия проводятся в две смены
для обучающихся 2–8-х классов, в одну смену - для обучающихся 1-х, 9-11-х классов.
В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала
работы образовательных организаций города Улан-Удэ в 2020/21/22 учебном году Школа:
1. Уведомила управление Роспотребнадзора по городу Улан-Удэ о дате начала образовательного
процесса;
2. Разработала графики входа учеников через два входа в учреждение;
3. Подготовила новое расписание со смещенным началом урока и каскадное расписание звонков,
чтобы минимизировать контакты учеников;
4. Закрепила классы за кабинетами;
5. Составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций;
6. Подготовила расписание работы столовой и приема пищи с учетом дистанцированной
рассадки классов, учеников к накрыванию в столовой не допускали;

7. Разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах,
ссылки распространяли по официальным родительским группам в Viber;
8. Закупила бесконтактные термометры, тепловизоры - два стационарных на главные входы,
рециркуляторы передвижные для рекреаций, средства и устройства для антисептической
обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. Запасы
регулярно пополняются, чтобы их хватало на два месяца.
В соответствии с лицензией МАОУ «СОШ № 20 г. Улан-Удэ» имеет право ведения
образовательной деятельности по образовательным программам:
№
Уровень
Наименование, направленность
Сроки
образовательных
освоения
программ
Общее образование
1.
Начальное общее
Основная общеобразовательная
4 года
образование
программа начального образования
2.
Основное общее
Основная общеобразовательная
5 лет
образование
программа основного образования
3.
Среднее общее
Основная общеобразовательная
2 года
образование
программа среднего образования
Форма организации учебного процесса - классно-урочная.
Режим работы - пятидневная рабочая неделя.
Учебные занятия организуются в две смены:
1 смена - 1 классы, часть 3- 4 классов, 5, 9,10,11 классы;
2 смена - 2 классы, часть 3- 4 классов, 6, 7,8 классы.
Внеурочная деятельность организуется после уроков с перерывом для отдыха не менее 45
минут.
Учебный год в школе в 1-9 классах делится на четверти и 10-11 классах на полугодия.
Продолжительность учебного года: 1 класс- 33 учебные недели, 2-11 классы – 34 учебные
недели. Продолжительность каникул в течение учебного года - 30 календарных дней, летом - не
менее 8 календарных недель.
Продолжительность урока - 40 минут. Продолжительность перемен: минимальная - 10
минут, максимальная - 20 минут.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 40 минут каждый; январьмай - по 4 урока по 40 минут каждый).
При проведении занятий по иностранному языку, информатике и технологии
осуществляется деление классов на две группы, так как наполняемость классов составляет 25 и
более человек.
Организация образовательной деятельности осуществляется учителями, администрацией в
соответствии с должностными инструкциями.
Дежурство учителей организуется в соответствии с графиком дежурств, составляемым
заместителем директора по ВР.

В течение года в школе проводится педагогический мониторинг, одним из основных этапов
которого является отслеживание и анализ качества обучения по ступеням обучения, анализ
уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в
работе педколлектива по обучению обучающихся и их причин.
В течение года в школе проводится мониторинг уровня сформированности обязательных
результатов обучения по учебным предметам в виде административных контрольных работ:
- стартовый (входной) контроль с целью определения устойчивости знаний обучающихся,
выяснение причин потери знаний за летний период и определение мер по устранению
выявленных пробелов знаний в процессе повторения материала;
- промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание
динамики обученности обучающихся, коррекция деятельности учителя и обучающихся для
предупреждения неуспеваемости и оставления на повторный курс обучения;
- итоговый (годовой), целью которого является определение сформированности знаний при
переходе обучающихся в следующий класс, отслеживание динамики их обученности,
прогнозирование результативности дальнейшего обучения обучающихся, выявление и
устранение недостатков в работе, планирование внутришкольного контроля на следующий
учебный год по предметам и классам, в которых получены неудовлетворительные результаты
мониторинга.
В выпускных 9-х и 11-х классах проводится итоговая аттестация учащихся, а в 4-х-8-х
классах- Всероссийские проверочные работы.
V. Оценка востребованности выпускников
Основная школа

Средняя школа

Перешли
Перешли
Год
в
в
выпу
10-й
Всего 10-й
ска
класс
класс
другой
Школы
ОО

Поступили
в
профессио Всего
нальную
ОО

Поступил
и
в ВУЗ

Поступили
в
профессион
альную
ОО

Устрои
лись
на
работу

Пошли
на
срочную
службу
по
призыву

2019

60

19

-

40

28

21

1

3

3

2020

83

28

3

52

29

14

2

13

-

2021

107

33

5

69

22

12

7

0

2

В 2021 году увеличилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение в
других общеобразовательных организациях региона. Это связано с тем, что в Школе введено
профильное обучение только по одному направлению (универсальному), что недостаточно для
удовлетворения спроса всех старшеклассников.
Количество выпускников, поступивших в ВУЗ, в 2021 году снизилось в связи с тем, что часть
выпускников не сдавали ЕГЭ.
VI. Оценка качества кадрового обеспечения
На период самообследования в Школе работают 44 педагога, из них 6 - внутренних
совместителей, 3 - внешних. Из них 3 человек имеют среднее специальное. Высшую

квалификационную категорию имеют 12 учителей, первую -13. В 2021 году аттестацию прошли
2 человека - на высшую квалификационную категорию.
В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой - обеспечение оптимального
баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в
его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего
законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
 создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
 повышения уровня квалификации персонала.


Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий,
которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее:
образовательная
деятельность
в
школе
обеспечена
квалифицированным
профессиональным педагогическим составом;
 в Школе создается устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется
подготовка новых кадров из числа собственных выпускников;
 кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной
работы по повышению квалификации педагогов.


В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайн-сервисы,
применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том
числе
электронный
журнал
и
дневники
учеников.
25% педагогов прошли обучение по вопросам организации дистанционного обучения в объеме
от 16 до 72 часов.
VII. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения
Общая характеристика:
объем библиотечного фонда – 28723 экз.;
 книгообеспеченность – 100 процентов;
 объем художественного фонда – 7558 экз.;
 объем учебного фонда – 21165 экз..


Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов.
Состав фонда и его использование
№ Вид литературы

Количество единиц в
фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

2

Методическая (педагогическая) 202

79

3

Художественная

5498

1994

4

Справочная

751

171

5

Естественные науки

276

70

6

Общественно- гуманитарные
науки

740

199

7

Прикладные науки

91

238

21165

10932

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный
перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254, от 23.12.2020
г. № 766 «О внесении изменений в ФПУ, допущенных к исполнению при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых
мероприятиях библиотеки Школы.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная.
В 2021 г. школьная библиотека пополнилась художественной литературой согласно перечню
«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемой
школьникам для самостоятельного чтения (программные произведения для 1-4, 5-9, 10-11
классов).
VIII. Оценка материально-технической базы
Материально-техническая база
В МАОУ «СОШ №20» созданы условия для всестороннего развития учащихся. В
школе имеется 25 кабинетов, столярная и слесарная мастерские, спортивный зал, актовый зал,
библиотека, медицинский кабинет, столовая, музей. Материально-техническая база школы
ежегодно совершенствуется, что позволяет организованно, на современном уровне, проводить
учебно - воспитательную работу с учащимися:
- 1 компьютерный класс, оснащенный современным компьютерным оборудованием,
подключенный к сети Интернет;
- интерактивные комплексы, включающие в себя интерактивную доску, компьютер,
проектор, принтер; интерактивные комплексы с сенсорным экраном и ноутбуком.
- в кабинете технологии имеются холодильник, утюг, электрическая плита;
- большинство учебных кабинетов оснащены компьютерами с выходом в Интернет,
а также мультимедийными проекторами, принтерами;
- столовая оснащена современным и качественным оборудованием, обеденный зал
на 100 посадочных мест;

Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым
оборудованием и инвентарем, обеспечены естественной и искусственной освещенностью,
воздушно-тепловым режимом для освоения основных и дополнительных образовательных
программ.
Помещения для работы медицинского персонала оснащены оборудованием для
проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной
направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой
медицинской помощи в учебных помещениях. Немаловажное значение в школе имеет
наличие специалистов. В настоящее время в школе работает 1 медицинская сестра по
договору с поликлиникой № 2 г. Улан-Удэ), осмотр узких специалистов производится
регулярно, согласно графику.
На уроках физкультуры занятия проводятся по группам с учетом состояния здоровья
учащихся согласно методическим рекомендациям экспертного совета Министерства
образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического
воспитания в образовательных учреждениях РФ.

Учебно-материальная база (оснащенность и благоустройство)
Обеспечение температурного режима в соответствии с СанПиНом
Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения
(включая локальные системы), обеспечивающей необходимый
санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиНом
Наличие работающей системы канализации, а также оборудованных в
соответствии с СанПиНом туалетов
Наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества
средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем
требованиям пожарной безопасности

Да/нет
Да/нет

Да
Да

Да/нет

Да

Да/нет

Да

Наличие у учреждения собственной (или на условиях договора
пользования) столовой или зала для приёма пищи площадью в
соответствии с СанПиНом

Да/нет

Да

Наличие у учреждения собственного (или на условиях договора
пользования) безопасного и пригодного для проведения уроков
физической культуры спортивного зала площадью не менее 9х18 м при
высоте не менее 6 м с оборудованными раздевалками, действующей
душевой комнатой и туалетами

Да/нет

Да

Наличие у учреждения действующей пожарной сигнализации и
автоматической системы оповещения людей при пожаре
Наличие в учреждении собственных (или на условиях договора
пользования) компьютерных классов, оборудованных металлической
дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной
вентиляцией, немеловыми досками, и площадью, обеспечивающей
установку компьютеров в количестве не менее m/2 + 2, включая
компьютер учителя (где m - проектная наполняемость классов в
соответствии с предельной численностью контингента школы) из
расчета не менее 1 кабинета на 400 учащихся (но не менее 1 класса в
учреждении)
Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтного
лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го)

Да/нет

Да

Да/нет

Да
(1 каб.)

Да/нет

Да

Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды
к партам учащихся и лаборантской (для школ, имеющих классы
старше 7-го)
Благоустроенность пришкольной территории (озеленение территории,
наличие оборудованных мест для отдыха)
Наличие в здании, где расположено учреждение, собственного (или на
условиях договора пользования) лицензированного медицинского
кабинета
Число компьютеров всего, в том числе:
Количество компьютеров для осуществления образовательного
процесса
Число школьников в расчете на один компьютер, используемый для
осуществления образовательного процесса
Количество мультимедийных проекторов
Число школьников в расчете на 1 мультимедийный проектор
Количество интерактивных досок
Число школьников в расчете на 1 интерактивную доску
Наличие у учреждения комплекта лицензионного или свободно
распространяемого общесистемного и прикладного программного
обеспечения (операционная система, офисные программы (редакторы
текстов, таблиц), СУБД, навигаторы) для каждого установленного
компьютера
Наличие скоростного выхода в Интернет

Да/нет

Да

Да/нет

Да

Да/нет

Да

Кол-во
Кол-во

80
46

Чел.

21

Кол-во
Чел.
Кол -во
Кол-во
Да/нет

18
54
8
121
Да

Да/нет

36 Мб\с

На третьем этаже здания оборудован актовый зал. На втором этаже расположен спортивный
зал. На первом этаже оборудованы столовая, пищеблок.
IX. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования от
31.08.2019. По итогам оценки качества образования в 2021 году выявлено, что уровень
метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность
личностных результатов высокая.

По результатам анкетирования 2021 года выявлено, что количество родителей, которые
удовлетворены общим качеством образования в Школе, 63 процента, количество
обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, 68 процентов. Высказаны
пожелания
о
введении
профильного обучения с естественно-научными, социально-экономическими и
технологическими классами.
В связи с организацией дистанцинного обучения в 2021 году для снижения напряженности
среди родителей и обеспечения доступа учеников к дистанционному обучению,
администрация Школы выяснила технические возможности семей, а затем обеспечила детей
оборудованием. Также на сайте Школы создали специальный раздел и поддерживали работу
горячей телефонной линии, чтобы собрать информацию о проблемах в организации и качестве
дистанционного обучения. Чтобы выяснить степень удовлетворенности родителей и учеников
дистанционным обучением, школа организовала анкетирование. Преимущества
дистанционного образования по мнению родителей: гибкость и технологичность
образовательной деятельности, обучение в комфортной и привычной обстановке, получение
практических навыков. К основным сложностям респонденты относят затрудненную
коммуникацию с учителем - зачастую общение с ним сводится к переписке, педагоги не дают
обратную связь, а разобраться в новом материале без объяснений сложно.
50% родителей отметили, что во время дистанционного обучения оценки ребенка не
изменились, третья часть – что они улучшились, и 4% – что ухудшились. Хотя в целом
формальная успеваемость осталась прежней, 45% опрошенных считают, что переход на
дистанционное образование негативно отразилось на уровне знаний школьников.

Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2021 года.

Показатели

Единица
Количество
измерения

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся

человек

966

Численность учащихся по образовательной программе человек
начального общего образования

386

Численность учащихся по образовательной программе человек
основного общего образования

529

Численность учащихся по образовательной программе человек
среднего общего образования

51

Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на человек
«4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от (процент)
общей численности обучающихся

347 (41%)

Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому балл
языку

-

Средний балл
математике

-

ГИА

выпускников

9

класса

по балл

Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому балл
языку

58

Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по балл
математике

59

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, человек
которые получили неудовлетворительные результаты (процент)
на ГИА по русскому языку, от общей численности
выпускников 9 класса

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, человек
которые получили неудовлетворительные результаты (процент)
на ГИА по математике, от общей численности
выпускников 9 класса

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, человек
которые получили результаты ниже установленного (процент)
минимального количества баллов ЕГЭ по русскому
языку, от общей численности выпускников 11 класса

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, человек
которые получили результаты ниже установленного (процент)
минимального количества баллов ЕГЭ по математике,
от
общей
численности
выпускников 11 класса

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, человек
которые не получили аттестаты, от общей численности (процент)
выпускников 9 класса

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, человек
которые не получили аттестаты, от общей численности (процент)
выпускников 11 класса

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, человек
которые получили аттестаты с отличием, от общей (процент)
численности выпускников 9 класса

1 (0,93%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, человек
которые получили аттестаты с отличием, от общей (процент)
численности выпускников 11 класса

3 (10,3%)

Общая численность педработников, в том числе человек
количество педработников:
− с высшим образованием

42

− высшим педагогическим образованием

41

− средним профессиональным образованием

4

− средним
образованием

4

профессиональным

педагогическим

Численность (удельный вес) педработников с человек
квалификационной категорией от общей численности (процент)
таких работников, в том числе:
− с высшей

13 (26%)

− первой

10 (28,3%)

Численность (удельный вес) педработников от общей человек
численности таких работников с педагогическим (процент)
стажем:
− до 5 лет

6 (13%)

− больше 30 лет

21 (47%)

Численность (удельный вес) педработников от общей человек
численности таких работников в возрасте:
(процент)
− до 30 лет

4 (9%)

− от 55 лет

20 (45%)

Численность (удельный вес) педагогических и человек
административно-хозяйственных работников, которые (процент)
за последние 5 лет прошли повышение квалификации

35 (73%)

или профессиональную переподготовку, от общей
численности таких работников
Численность (удельный вес) педагогических и человек
административно-хозяйственных работников, которые (процент)
прошли повышение квалификации по применению в
образовательном
процессе ФГОС,
от
общей
численности таких работников

20 (42%)

Инфраструктура
Количество
учащегося

компьютеров

в

расчете

на

одного единиц

0,175

Количество
экземпляров
учебной
и
учебно- единиц
методической литературы от общего количества
единиц библиотечного фонда в расчете на одного
учащегося

7

Наличие
в
школе
документооборота

электронного да/нет

да

Наличие в школе читального зала библиотеки, в том да/нет
числе наличие в ней:

да

− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке

да

− медиатеки

да

− средств сканирования и распознавания текста

да

− выхода в интернет с библиотечных компьютеров

да

− системы контроля распечатки материалов

да

Общая площадь помещений для образовательного кв. м
процесса в расчете на одного обучающегося

1,636

системы

Анализ показателей указывает на то, что СОШ № 20 имеет достаточную инфраструктуру,
которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в
соответствии с ФГОС общего образования.
Средняя общеобразовательная школа укомплектована достаточным количеством
педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и
регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные
качественные результаты образовательных достижений обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)23-28-95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».